Роберт Кийосаки,
Шэрон Лектер

БОГАТЫЙ ПАПА, БЕДНЫЙ ПАПА:
чему учат детей богатые родители — и не учат бедные!

Пер. с англ. Е. А. Мартинкевич. — Минск: Попурри, 2001. — 272 с. — (Серия «Успех!»). 

Роберта Кийосаки называют «воспитателем миллионеров». Американец японского происхождения в четвертом поколении, он был удачливым бизнесменом, предпринимателем, инвестором. В 1985г. Кийосаки создал международную образовательную компанию, которая в семи странах обучает людей бизнесу и инвестированию. Разработанные им обучающие игры, такие как «Денежный поток», его лекции, семинары и книги подчинены главной идее: как перестать быть рабом денег и стать их хозяином. Шэрон Лектер — соавтор двух его книг: «Квадрант денежного потока» и «Богатый папа, бедный папа», профессиональный менеджер и консультант по издательскому делу и производству игр.

Надеемся, наш дайджест вас заинтересует и вы захотите познакомиться со всеми уроками «богатого папы», в том числе затрагивающими более специальные вопросы, такие как основы инвестирования или отношение к налогам.

Два папы Роберта Кийосаки

У меня было два отца: бедный и богатый. Один был очень образованным и умным человеком с докторской степенью и прошел четырехлетний университетский курс за два года. После этого он учился в Стэнфордском, Чикагском и Северо-Западном университете на полном государственном обеспечении. Второй отец не закончил и восьми классов.

Оба успешно сделали карьеру и усердно работали всю жизнь. Оба много зарабатывали. Но один всю жизнь боролся с финансовыми трудностями, а второй в конце концов стал одним из самых богатых людей на Гавайях. Один оставил после себя неоплаченные счета. Второй завещал десятки миллионов долларов семье, церкви и благотворительным организациям.

Оба были сильными, обаятельными и внушающими уважение людьми. Оба давали мне советы, но советы были разными. Оба придавали большое значение образованию, но разным предметам.

Если бы у меня был только один отец, мне пришлось бы принять его советы или отвергнуть их. Но благодаря тому, что у меня их было двое, я смог постоянно сравнивать две точки зрения: богатого человека и бедного.

Одна из причин того, что богатые люди становятся еще богаче, бедные — беднее, а средний класс никогда не вылезает из долгов, состоит в том, что о деньгах дети узнают не в школе, а дома. Главные уроки мы получаем у родителей. А что может бедный человек рассказать ребенку о деньгах? Он просто говорит: «Хорошо учись и хорошо работай». Возможно, ребенок закончит школу с отличными отметками и найдет высокооплачиваемую работу. Но у него будет финансовое мышление бедняка, заложенное еще в детстве.

В школе не рассказывают о деньгах. Там дают научные и профессиональные знания, но не финансовые. Из-за этого замечательные ученые, врачи, художники, даже банкиры и бухгалтеры всю жизнь испытывают затруднения с деньгами. Люди умеют упражнять свой мозг в удивительных сферах, но как только дело доходит до денег, их сознание теряет уверенность и силу.

Мои отцы исповедовали совершенно разные взгляды. Один считал, что богатые должны платить большие налоги, чтобы заботиться о бедных. Второй говорил: «Налоги — наказание для тех, кто работает, и награда для тех, кто ничего не производит».

Один отец советовал: «Учись прилежно — и ты сможешь работать в хорошей компании». Второй говорил: «Учись прилежно — и ты сумеешь купить хорошую компанию».

Один говорил: «Я небогат, потому что у меня есть вы, дети». Второй считал: «Я должен быть богат, потому что у меня есть вы, дети».

Один считал, что о нем всегда позаботится компания и государство. Он высоко ценил льготы, которых добился благодаря хорошей работе. Второй считал, что менталитет «льготников» делает людей слабыми и бедными. Он утверждал, что человеку необходима финансовая компетентность и стремился к полной финансовой независимости.

Один с трудом мог накопить несколько долларов. Второй постоянно вкладывал свои деньги.

Один научил меня писать внушительные резюме, чтобы я мог найти хорошую работу. Второй научил писать бизнес-планы, которые обеспечивали бы работой других.

Мой бедный отец всегда говорил: «Я никогда не буду богатым». И это пророчество сбылось. Богатый отец даже после крупной финансовой неудачи считал себя богатым. Он говорил: «Есть разница между банкротством и бедностью. Первое — временно, второе — на всю жизнь».

Бедный отец часто повторял: «Меня не интересуют деньги. Дело не в деньгах». Богатый утверждал: «Деньги — это власть. Я не работаю ради денег — деньги работают на меня».

Деньги — один из видов власти. Но ими управляет ум. Поэтому так важно финансовое образование. Одного позитивного мышления мало. К сожалению, ни в школе, ни в университете люди не получают даже начальных знаний о том, как функционируют деньги. Такие знания могут дать родители. Богатые родители.

Как все началось

— Папа, скажи мне, как стать богатым?
Отец отложил вечернюю газету и спросил:
— Почему ты хочешь стать богатым, сынок?
— Потому что сегодня мама Джимми поехала на своем новом "Кадиллаке" и забрала семью на выходные в пляжный домик. Джимми взял троих друзей, а нас с Майком не пригласил. Говорят, что нас не взяли потому, что мы бедные.
— Правда? — удивился отец. Потом покачал головой, поправил очки и снова принялся за чтение. Через некоторое время он отложилгазету.
— Что ж, сынок, если ты хочешь разбогатеть, тебе нужно научиться делать деньги.
— А как?
— Сам подумай, — улыбнулся он, что, видимо, означало: «Я не знаю ответа, так что не ставь меня в тупик».

На следующее утро я рассказал об этом разговоре своему лучшему другу, Майку. Мы с ним были единственными детьми из бедных семей в этом районе. Точнее, нам так казалось. Родители давали нам все необходимое, но у других мальчиков было еще многое сверх того. Обида на Джимми и ребят, уехавших развлекаться в пляжном домике, была так велика, что подстегнула нас на первый совместный проект. Мы собрали во всей округе латунные тюбики из-под зубной пасты, изготовили гипсовые формы и занялись делом.

— Чем это вы, ребята, занимаетесь? — спросил мой отец, увидев нашу производственную линию. Я осторожно снял верхнюю половину формы. В нижней лежала свеженькая монетка. — О боже! — воскликнул отец. — Так вы делаете монеты!
— Ну да, — ответил я. — Мы делаем деньги. Все, как ты и сказал.
Изумленный папа вынужден был прочитать нам лекцию о том, кто такие фальшивомонетчики и чем это им грозит. Мы страшно расстроились. Но папа немного подумал и сказал:
— Знаете, если вы действительно хотите научиться делать деньги, то идите к отцу Майка. Он вас научит.
— Мой папа? — не понял Майк. — Да. Сейчас ты удивляешься. Но от своего банкира я знаю, что твой отец умело строит финансовую империю и уже скоро станет очень богатым человеком.

Мы последовали его совету. Так, в девять лет в моей жизни появился второй папа. Я брал у него уроки в течение последующих тридцати лет.

Урок первый: богатые не работают за деньги

Когда мы впервые пришли к папе Майка, он сказал:
— Ну что ж, я готов нанять вас на работу. Вы будете помогать миссис Мартин в магазине — за десять центов в час.
Сумма была жалкой даже по ценам 1956г. Но мы согласились. Мы должны были снимать все консервные банки в ее магазинчике, перьевым ножичком счищать с них пыль, а потом аккуратно ставить на место. Скучища смертная! Через три недели я взбунтовался. Нас обещали учить делать деньги, а папа Майка даже ни разу с нами не встретился. Я потребовал аудиенции. Мне пришлось прождать сорок минут в приемной, прежде чем папа Майка вышел из кабинета и поманил меня к себе.

— Вы обманули меня! — расхрабрившись, заявил я. — Я работал на вас, а вы ничему меня не учили!
— В самом деле? Разве я ничему тебя не учу? Или ты думаешь, что когда учат, обязательно говорят или читают нотации?
— Ну да.
— Это так тебя учат в школе, — улыбаясь, ответил он. — Но жизнь учит совсем не так. Она ничего не объясняет, а просто наносит тебе удары, то с одного бока, то с другого. Она говорит тебе: "Проснись! Я хочу, чтобы ты кое-что понял сам!" Если ты научишься понимать ее, то станешь мудрым, счастливым и богатым. А если нет — она будет бить тебя всегда, и тебе останется только смириться с твоим крошечным заработком и незавидным положением. Я рад, что ты разозлился из-за своих десяти центов. Если бы ты смирился или просто отказался от своей затеи, то поступил бы как все наемные работники. Для настоящего дела нужна страсть, а большинство людей, когда речь заходит о деньгах, боится рисковать. Ими управляет не страсть, а страх.
— Поэтому они берутся за работу, за которую мало платят?
— Да, — ответил богатый папа. — Часто говорят, что я эксплуатирую людей, но в действительности они сами себя эксплуатируют. Это их страх, а не мой.
— Но разве вам их не жалко?
— Моя жалость им ничем не поможет, потому что большее количество денег не решает их проблему. Посмотри на своего отца. Он зарабатывает много, но не успевает оплачивать счета. Большинство людей, получив больше денег, увеличивают свои долги.
— Так в чем же его проблема?
— В том, что он работает за деньги. Если ты хочешь научиться работать за деньги, оставайся в обычной школе, там прекрасно этому учат. Но если ты хочешь научиться заставить деньги работать на тебя, в этом тебе помогу я». — «Это настолько разные вещи?
— Совершенно разные! Я ведь уже начал учить тебя. В девять лет ты почувствовал, каково это — работать за деньги. Теперь просто умножь прошедший месяц на пятьдесят лет, и ты поймешь, чем большинство людей занимается всю жизнь.

Самые опасные ловушки

— У большинства людей есть цена, — произнес богатый папа.
— Это происходит из-за человеческих чувств под названием страх и желание иметь блага. Сначала страх оказаться без денег заставляет нас упорно трудиться, а когда мы получаем зарплату, желание иметь заставляет нас мечтать о множестве прекрасных вещей, которые можно купить за деньги. И тогда образуется порочный круг. Люди встают по утрам, идут на работу, оплачивают счета, и засыпая, мечтают купить то, на что им не хватает денег… Предложите им больше денег, и они будут продолжать двигаться внутри круга, наращивая свои расходы. Это я называю "крысиными бегами".
— А как выйти из круга? — спросил Майк.
— Первый шаг — это говорить правду. Нет, я совсем не считаю вас обманщиками. Только нужно научиться говорить правду самим себе.
— Разве люди этого не делают?
— Боюсь, что нет. Люди боятся, что у них не будет денег. Этот страх заставляет их действовать. А когда в их руках оказывается пара долларов, их охватывает радость и желание иметь разные блага. Их действиями управляют эмоции, а не ум.
— Но разве желание что-то иметь — так плохо?
— Желать чего-то нового, более интересного и красивого — совершенно нормально. Люди стремятся иметь деньги ради удовольствия, которое, как они думают, можно купить. Но удовольствие краткосрочно, и вот им нужны новые удовольствия и снова деньги, деньги, деньги… Но деньги не могут успокоить их души, мучимые страхом и желаниями.
— Так что же, надо совсем избавиться от чувств?
— Ну что ты. Чувства — то, что делает нас живыми людьми. Сознавайте их и используйте себе во благо, а не во вред. У большинства людей страх и желания работают против них самих. Отсюда и невежество. Они гонятся за заработной платой, надбавками и льготами, напоминая ослика, который тянет телегу, потому что хозяин держит перед ним морковку на палке. У ослика, который так себя ведет, обязательно рано или поздно появится хозяин!
— Значит, работа за деньги — это всегда работа на хозяина?
— Ну да, а ведь хозяином можешь быть ты сам! Для этого нужен ум. Страхи и желания усиливаются невежеством. Деньги — это морковка, иллюзия. Они должны давать свободу, но у большинства людей они ее отнимают. Провести свою жизнь в страхе, осуществляя только желания что-то купить и не осуществив ни одной настоящей мечты — это жестоко. Не бойтесь, не гонитесь за мелочами, используйте свои мозги, и вскоре они подскажут вам, как сделать гораздо больше денег, чем заплатил бы вам я.

Наш первый бизнес

Как все дети, я страшно любил комиксы. Именно на них я и тратил свой крохотный заработок в магазине миссис Мартин. Однажды я увидел, как она разрезает пополам обложку книжки комиксов. Верхнюю часть обложки миссис Мартин отдавала поставщику, когда тот привозил новые, а все остальное выбрасывала. Когда поставщик приехал в очередной раз, мы с Майком подошли к нему и спросили, можно ли нам забрать выброшенные книжки. Он ответил: «Да, если мы не будем перепродавать их».

Мы нашли у мамы Майка в подвале неиспользованное помещение, вычистили его и начали носить туда сотни книжек с комиксами. Скоро наша библиотека открылась для публичного посещения. В качестве главного библиотекаря мы наняли младшую сестру Майка, умницу и отличницу. Она брала с каждого ребенка десять центов за вход. Посетители — соседские дети — могли читать столько комиксов, сколько успевали за два часа работы библиотеки, с 14.30 до 16.30, после школы. Это было выгодно, потому что десять центов стоила одна книжка, а у нас за два часа можно было прочитать пять или шесть.

Сестра Майка следила за порядком, ежедневно подсчитывала, сколько человек и кто именно приходит, записывала отзывы. В течение трех месяцев мы с Майком зарабатывали по девять с половиной долларов в неделю. Сестре платили доллар в неделю и позволяли читать комиксы бесплатно. Скоро у нас появилась возможность открыть филиал библиотеки, но такой подходящей работницы, как сестра Майка, мы больше не нашли. Это было наше первое столкновение с проблемой кадров. Когда в один прекрасный день в наше помещение ворвалась компания хулиганов и устроила там драку, мы пришли к решению закрыть библиотеку. В наших головах зрели новые идеи.

Урок второй: зачем нужна финансовая грамотность?

Все мы слышали истории о счастливчиках, выигравших в лотерею. Они были бедными, внезапно стали богатыми, но через год-два — снова становятся бедными. То же часто случается со спортсменами, получающими миллионы в год, а затем вынужденными подрабатывать на мойке машин. Суметь заработать деньги — уже большое дело. Но в долгосрочном смысле важно то, сколько вы сумеете сохранить — и на сколько поколений.

Каждый раз, когда мы встречались с богатым папой, он вдалбливал нам с Майком мысль: хотите стать и оставаться богатыми — будьте финансово грамотными.

Бухгалтерский учет — один из самых скучных и запутанных предметов. Но для вас он самый главный. Богатый папа сумел преподать нам его так, чтобы даже десятилетние дети смогли усвоить его азы. Для этого он начал с довольно простых схем. В конце концов эти знания помогли двум мальчикам построить большое богатство на прочном фундаменте.

Правило первое и единственное. Нужно знать разницу между активом и пассивом и покупать активы.

У множества людей все проблемы связаны с непониманием разницы между активами и пассивами. Богатые приобретают активы. Бедняки и средний класс покупают пассивы, которые считают активами. Как это возможно? Ответ кроется в школьном образовании. Если вы хотите запутаться, прочитайте определения этих слов в словаре. Конечно, квалифицированному бухгалтеру они могут показаться разумными, но обычного человека они только сбивают с толку. Тогда как смысл предельно прост.

Актив — это то, что приносит деньги.

Пассив — это то, что отбирает деньги.

Далее богатый папа нарисовал две схемы (рис. 1, 2).

 

 

Верхняя таблица — отчет о доходах (деньги, которые поступают) и расходах (деньги, которые уходят); его часто называют счетом прибылей и убытков. Нижняя схема — это отчет о том, куда вложены деньги. В 80% семей финансовая история повествует о тяжелой работе и попытках заработать большие деньги. И проблема не в том, что они не получают денег, а в том, что они тратят их не на активы, а на пассивы (рис. 3, 4, 5).

 

Рис. 3. Схема движения денежного потока у бедного человека

(или у молод ого, который еще живет с родителями).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 4. Денежный поток человека среднего класса

 

 

Рис. 5. Денежный поток богатого человека

 

Конечно, это очень упрощенные схемы, но они показывают главные различия — в том, что люди делают с деньгами, которые к ним попадают.

У многих почему-то часто складывается впечатление, что большие деньги просто не попадают им в руки. Не имея финансовой грамотности, они не понимают, что даже маленькие деньги можно постоянно превращать в большие и большие (покупая активы), тогда как даже высокую зарплату легко превратить в постоянно воспроизводящийся источник расходов (покупая пассивы).

Самые распространенные примеры путаницы в головах у людей — отношение к дому или к автомобилю. Однажды мой бедный отец сказал мне, что наш дом — его самое главное капиталовложение. Но если «капиталовложение» отнимает деньги, а не приносит их — это пассив. Во-первых, большинство людей всю жизнь работают, чтобы вносить выплаты за дом, который им не принадлежит. Во-вторых, дом облагается налогом на собственность, который имеет тенденцию расти. В-третьих, цена на дома часто не растет, а падает (у меня есть знакомые, которые задолжали миллион долларов за дом, который сегодня можно продать только за 700 тысяч). В-четвертых, самые большие потери — это упущенные возможности. Деньги, которые можно было вложить в настоящие активы, потрачены во вред себе. Аналогично выглядит ситуация с покупкой автомобиля. Большинство выбирает себе машину из соображений престижа, затем меняет ее на новую, когда еще не погашен долг за старую. (При этом, помните, что новая машина теряет в цене почти 25%, когда вы уводите ее со стоянки.)

Такая схема и такая жизненная философия, когда повышение зарплаты для вас означает, что вы можете купить себе что-то получше, чем то, что у вас уже есть, или позволяете себе больше тратить — основа современного общества, живущего в долг.

Люди среднего класса боятся тратить деньги, занимаясь покупкой акций или недвижимости. Но финансовая неграмотность подвергает их гораздо большему риску. Их балансовые отчеты не сбалансированы. У них масса пассивов и нет настоящих активов, приносящих доход. Обычно единственным источником доходов для них является зарплата, а их жизнь целиком зависит от работодателя.

Как служащий и домовладелец, вы обычно работаете:

· на кого-то другого (владельца компании или держателя акций);

· на государство , забирающее из вашей зарплаты деньги еще до того, как они попали вам в руки;

· на банк: после налогов самая крупная статья расходов — выплата долгов по закладной за дом и по кредитным карточкам.

Чем больше и лучше вы начинаете работать, тем большая часть заработанного вами исчезает в этих трех направлениях.

Что же делает богатый? Он создает богатство. Мне очень понравилось определение архитектора Бакминстера Фуллера: богатство — это способность человека какое-то время жить не работая. Именно активы и дают ему такую возможность.

Как создается богатство?

Сначала вы стремитесь к тому, чтобы доходы от активов полностью перекрывали месячные расходы. Таким образом вы перестаете зависеть от зарплаты.

Следующая цель — инвестирование излишков денег от активов в новые активы. Только постоянное (и, конечно, грамотное) инвестирование — залог настоящего богатства.

Помните об этих простых правилах.

Богатые люди покупают активы. 

У бедных есть только расходы. 

Средний класс покупает пассивы, которые считает активами.

Урок третий: начните свое дело

Однажды Рэй Крок, основатель компании «Макдональдс», задал вопрос группе студентов факультета менеджеров:

— Какой у меня бизнес?

Все рассмеялись:

— Кто же не знает, что ваш бизнес — гамбургеры?

Рэй усмехнулся:

— Такого ответа я и ожидал.

Потом немного помолчал и добавил:

— Дамы и господа, мой бизнес — это негамбургеры. Мой бизнес — недвижимость.

Да, «Макдональдс» — действительно сеть ресторанов быстрого питания. Но главное в идеологии этой сети — не сама услуга, а место, где находится торговая точка. Недвижимость и ее местонахождение — определяющий фактор успеха каждого ресторана. Сегодня «Макдональдс» — крупнейший владелец недвижимости в мире, в его собственности — многие из самых ценных перекрестков и уличных поворотов в больших и маленьких городах мира.

Точно так же настоящим бизнесом компаний автомобильных моек является недвижимость, которая скрывается за этими мойками.

Профессия и бизнес — разные вещи. Профессией Рэя Крока всегда была и оставалась торговля (сначала он продавал миксеры для молочных коктейлей, затем рестораны). Но его бизнесом было приобретение приносящей доход недвижимости.

Профессия связывает вас с колонкой доходов, бизнес — с колонкой активов. Богатые люди сосредоточиваются на колонке активов, тогда как все остальные интересуются только колонкой доходов.

В мире, где я живу, настоящие активы делятся на несколько категорий.

1. Бизнес, который не требует присутствия владельца. Он принадлежит мне, но управляется другими людьми. Если я вынужден там находиться, это уже не бизнес, а моя работа.

2. Акции.

3. Облигации.

4. Взаимные фонды.

5. Недвижимость, приносящая доход.

6. Долговые расписки и векселя.

7. Гонорары за интеллектуальную собственность: музыку, сценарии, патенты и т. д.

8. Любая другая собственность, которая имеет ценность, приносит доход или растет в цене и легко продается.

Я бы не советовал никому основывать собственную компанию, если вы этого не хотите. Вы вполне можете продолжать работать на своем обычном рабочем месте и в то же время иметь свое дело.

Свое дело — это поддержание и увеличение колонки активов. Не позволяйте ни одному доллару, попавшему туда, из нее уйти. Считайте его своим работником. Лучшее достоинство денег — то, что они трудятся для вас в течение поколений.

По мере роста притока денег вы сможете приобрести кое-какие предметы роскоши. Представители среднего класса покупают большие дома, бриллианты, меха, яхты, потому что хотят жить или выглядеть не хуже, чем все. Это им удается, но они влезают в долги. Богатые сначала создают прочную колонку активов и лишь затем приобретают предметы роскоши.

Некоторые советы

Самый могучий и ценный актив, который у нас есть, — это ум. Если он хорошо натренирован, то способен быстро создавать настоящее богатство. Никогда не пренебрегайте возможностью учиться и повышать свою финансовую грамотность.

Вот какие навыки управления необходимы для успеха.

1. Управление денежным потоком.

2. Управление системами (в том числе собой и своим временем в семье).

3. Управление людьми.

Большинство людей обычно просто делают инвестиции, вместо того, чтобы сначала вложить деньги в знания об инвестировании.

На рынке толпа всегда появляется с опозданием и оказывается жертвой. Большинству инвесторов страшно покупать то, что не пользуется популярностью. Но мудрые инвесторы покупают инвестиции, когда они еще не популярны. Они знают, что прибыль получают, когда покупают, а не когда продают.

В наши дни деньги делаются на информации. А значит, вам нужны богатые друзья и квалифицированные консультанты, чтобы знать о следующем буме и воспользоваться им раньше остальных.

Богатый папа советовал нам с Майком иметь знания в разных областях. Он говорил, что нужно работать с людьми умнее тебя и объединять их в команды. К сожалению, очень часто высококлассные специалисты не умеют эффективно общаться с людьми и поэтому зарабатывают гораздо меньше, чем могли бы.

Когда на семинарах я спрашиваю: «Кто из вас может приготовитьгамбургер лучше, чем в "Макдональдсе"?», почти все поднимают руки. «Тогда почему же, — продолжаю я, — "Макдональдс" делает больше денег?» Ответ очевиден: компания «Макдональдс» умеет вести бизнес. Очень много талантливых людей бедны потому, что они сосредоточены на приготовлениигамбургера, но ничего не знают о бизнесе. Возможно, «Макдональдс» и не делает лучшихгамбургеров, но он просто продает свой среднийгамбургер лучше остальных.

Важнейшие специальные навыки — это умение продавать и знание приемов маркетинга. Если вы умеете продавать, значит, вы умеете общаться с людьми, будь то клиент, начальник, подчиненный, супруг или ребенок. Это основное умение, необходимое для успеха. Искусство коммуникации — разговоры, переговоры, письма — очень важно. Я непрестанно совершенствую эти умения, посещая семинары и покупая кассеты с лекциями.

Большинству людей сложно продавать в первую очередь потому, что они боятся отказа. Чем лучше вы умеете общаться и чем меньше у вас страха быть отвергнутыми, тем легче вам жить.

Не бойтесь неудач и ошибок. Ни разу не упав, ребенок не научится ходить. То же и с финансовыми вопросами. Основная причина, по которой люди не богаты, — это то, что они боятся проиграть. Люди, избегающие неудач, избегают и успехов. Фрэн Таркентон, знаменитый защитник Национальной футбольной лиги, говорил: «Победа — это отсутствие страха перед поражением». Мой богатый папа считал, что лучше начинать раньше, чтобы успеть обанкротиться до тридцати лет. «Тогда у тебя еще будет время восстановить силы», — говорил он. Зато опыт банкротства научит вас бесценным вещам.

«Я всегда старался превратить любую катастрофу в новую возможность», — сказал Джон Д. Рокфеллер.

Я много раз терял деньги и терпел поражение, но моя целеустремленность заставляла меня вставать и снова идти вперед. Я хотел достичь свободы, когда за меня будут работать мои деньги, к сорока годам, но добился этого лишь в сорок семь, научившись за это время очень многому.

Воспитывайте силу духа, целеустремленность, самодисциплину. У себя дома я постоянно слышал: «Мы не можем себе этого позволить». Эти слова вызывали грусть, чувство беспомощности, подавленность, даже депрессию. Богатый папа запрещал мне говорить так. Вместо этого он спрашивал: «Как вы можете себе это позволить?» и заставлял нас искать способы достижения цели. Сюда входило даже обучение в колледже, за которое заплатили мы сами.

Каждый человек, который чего-то сам добился в жизни, начинал с малого — с идеи, которая затем превращалась в нечто большее. Если вы хотите иметь больше денег, измените свой образ мышления и начните действовать.

И помните: кто еще научит ваших детей быть богатыми, если не вы?

Подготовил Н. В. ГЛАДКИХ