Роль горнорудного комплекса Сибири в экономическом обеспечении национальной безопасности страныВ. М. СОКОЛОВ,доктор экономических наук, М. А. ЯГОЛЬНИЦЕР, кандидат экономических наук, Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирск «Национальная безопасность» — как живем, так ее и понимаемОстановимся на проблеме экономического обеспечения национальной безопасности страны. Существующие представления об экономической безопасности в наиболее общем виде можно разделить на два типа: российский и «западный». В российском определении основное внимание уделяется влиянию экономических проблем на государственный суверенитет, стабильность внутриполитической обстановки, рост благосостояния населения. Основными угрозами экономической безопасности признаются:
В отличие от России, в США и в Западной Европе комплексного понятия экономической безопасности не существует. В сложившемся в последнее десятилетие миропорядке развитые страны не осознают угроз своему существованию и благополучию, свойственных развивающимся странам. Термин «экономическая безопасность» на Западе означает взаимосвязанный процесс: устойчивый экономический рост, прочное положение на рынке мировой торговли и военную безопасность. Таким образом, стратегия экономической безопасности как составная часть государственной политики выражает национально-государственные интересы в достижении определенного состояния экономической системы, гарантирующего ее стабильное развитие, защиту и локализацию внешних и внутренних угроз, позволяющих обеспечивать адекватный уровень социально-экономических условий общенационального развития. Горе от богатства? От неумения его использовать!Ранее, исследуя роль минерально-сырьевого сектора в экономике ресурсодобывающих стран[1], мы показали, что существует два принципиально разных способа его воздействия на экономику. Первый способ характерен для экономики ЮАР, где горнорудная промышленность имеет экспортную ориентацию. Страна вывозит подавляющее количество природных ресурсов, и их влияние на ВВП ограничивается долей экспортных поступлений. Сектор определяет структуру занятости в стране и налоговых поступлений в бюджет. Это, наверное, не самый эффективный путь, но опыт Чили показывает, что при разумном его использовании страна может достаточно успешно развиваться. Альтернативный способ используют страны с развитым минерально-сырьевым сектором (США, Канада), где производят глубокую переработку значительной части минеральной продукции. В этом случае эффект комплекса, распространяясь по сопряженным цепочкам, многократно усиливается в транспортной и перерабатывающей отраслях, в сфере услуг. Значительно возрастает добавленная стоимость продукции и услуг, инициированных первичным сектором экономики, к которому относится горнорудная промышленность. Для примера приведем оценки мультипликаторов добычи полезных ископаемых на ВВП для ЮАР и Канады. Для первой коэффициент мультипликации составил 6,5, а для второй — 9,3. Таким образом, с позиции обеспечения национальной безопасности второй способ использования минерально -сырьевого комплекса, безусловно, более предпочтителен, поскольку обеспечивает не только внешний (подверженный значительным конъюнктурным изменениям) спрос на сырьевую продукцию, но и на внутренний спрос — на продукцию глубокой переработки минерально-сырьевых ресурсов и услуги сопряженных отраслей. В современных условиях международного разделения труда одним из направлений специализации России является цветная металлургия. Доля России в мировом производстве шести основных цветных металлов (алюминий, медь, никель, свинец, цинк, олово) составляет около 8,5%. При этом в производстве алюминия — 12,9%, никеля — 22,2%, меди — 5,8%. На экспорт поставляется около 80% общего объема производства основных цветных металлов[2]. Отечественная цветная металлургия достаточно успешно решает задачу расширения экспорта, привлечения в страну валютных средств. В то же время в стороне остается ее основная задача — быть материальной базой для развития собственных высокотехнологичных производств. В настоящее время уровень потребления цветных металлов в стране достаточно точно характеризует степень развития промышленности. О том, как в этом отношении выглядит Россия в сравнении с индустриально развитыми странами — США и Японией, можно судить по данным, представленным в табл. 1. Таблица 1 Потребление цветных металлов на душу населения в 2000 г., кг/чел. На душу населения в России в 3—4 раза меньше, чем в США и Японии, производится конечной продукции из никеля, кобальта и вольфрама. Это легирующие металлы, широко используемые в черной металлургии. Последняя, в свою очередь, 55% проката направляет на экспорт, и это, естественно, не худшая по качеству часть. Так что и легирующих металлов на нужды отечественной перерабатывающей промышленности остается мало. Удельное потребление конструкционных цветных металлов — алюминия, меди и цинка — в России в 5—10 раз меньше, чем в США и Японии. Удельное потребление редких и редкоземельных металлов, а также благородных металлов, используемых в передовых технологиях, — еще меньше. Отсталой российской обрабатывающей промышленности цветные металлы в качестве сырья сегодня, когда потребности отечественного оборонного комплекса многократно снизились, не очень-то и нужны. Сама цветная металлургия России в настоящее время не является сбалансированным комплексом. Её развитие характеризуется неоднородностью, приводящей к значительным структурным изменениям, при которых относительно благополучным выглядит металлургический передел при резком падении как объемов добычи сырья, так и производства проката цветных металлов. Недостаток капиталовложений даже в возмещение выбывающих мощностей в горнодобывающей промышленности привел к снижению добычи минерального сырья в отрасли за 90-е годы XX века более чем вдвое, многие рудники и горнообогатительные комбинаты (ГОКи) прекратили свое существование, большинство попыток освоения новых месторождений оказались неудачными. В таблице 2 приведены сложившиеся к 2000 г. соотношения металлургических (приняты за единицу) и горнодобывающих мощностей в цветной металлургии России. Производство первичного алюминия обеспечено собственными ресурсами только на 41%, меди — на 69%, свинца — на 41%, цинка — на 60%, олова — на 58%, а добыча титансодержащих руд в России вообще не ведется. Поэтому Россия, являясь крупнейшим в мире экспортером основных цветных металлов (алюминий, медь, никель), в значительных объемах завозит различные руды и концентраты (табл. 3). Помимо перечисленных здесь руд и концентратов, Россия импортирует более 3 млн т глинозема в год (в основном по толлинговой схеме), весь необходимый объем титансодержащих руд. Несбалансированность производственных мощностей, их территориальный разброс приводят к неполному использованию металлургических мощностей, в частности по свинцу и олову; при этом свинцовые руды экспортируются, а металл — импортируется. Таблица 2 Соотношение металлургических и горнодобывающих мощностей в цветной металлургии России* * Источник: Курский А. Н., Штейников Е. В., Данилин Д. Н. Новые подходы к применению соглашений о разделе продукции на месторождениях твердых полезных ископаемых//Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2001. № 3. С. 68—74. Сейчас в России намечается общий подъем промышленного производства, опережающее развитие отраслей высоких технологий и укрепление обороноспособности. Это потребует существенного роста потребления цветных металлов, сопоставимого с уровнем индустриально развитых стран. Индустриальное развитие страны на современном уровне предполагает переход к пятому технологическому укладу. К отраслям, формирующим новое технологическое ядро, относятся производства электронных компонентов и устройств, электронных накопителей, сопротивлений, счетных машин, радио- и телекоммуникационного оборудования, лазерного оборудования. Проблемы новой техногенной эпохи связаны с ужесточением экологических требований к производству и транспорту. Сырьевой базой высокотехнологичных отраслей становятся в первую очередь редкие, редкоземельные и благородные металлы, а также их соединения. Таблица 3 Нетто экспорт (+) и нетто импорт (—) основных цветных металлов и их руд в 1999—2001 гг. * * Источник: Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2000. № 4. С. 56—57; 2001. № 4. С. 74—75; 2002. № 5. С. 72—73. Но пока что даже современные, достаточно устойчиво работающие производства цветной металлургии слабо обеспечены собственной сырьевой базой, работают на импортном сырье. Значительно хуже ситуация с выпуском редких металлов и редкоземельных элементов, производство которых многократно сократилось или почти полностью прекращено (рений, металлический тантал, циркониевый концентрат)[3]. Конечно, можно импортировать необходимые руды и концентраты цветных металлов: на мировом рынке их достаточно много. Но это опасно. Все они относятся к стратегическим материалам, в импорте которых стране могут и отказать. Например, при обострении международной обстановки или еще проще, когда импорту сырьевых материалов в Россию станут препятствовать западные транснациональные корпорации, монополизировавшие рынки продукции высоких технологий. Таким образом, о сырьевой безопасности России — по крайней мере в области высоких технологий и оборонной промышленности — говорить в настоящее время нельзя. В ближайшем будущем ситуация может резко обостриться. Конкуренция на мировом рынке жесткая, и многих устроит, если Россия останется в роли сырьевого придатка индустриально развитых стран «золотого миллиарда». Укрепление сырьевой безопасности России — задача вполне разрешимая. Наша страна богата рудами цветных металлов, вполне может обеспечить потребности собственной промышленности и свести зависимость от импорта руд и концентратов до минимума. Основная роль здесь объективно принадлежит Сибири — субъектам, входящим в Сибирский федеральный округ (СФО). В СФО сосредоточены, например, основные запасы свинца и цинка. При этом цинковые руды добываются в незначительных объемах, а добыча свинца составляет всего лишь 22% от общероссийской при доле запасов 85% (табл. 4). Не эксплуатируются месторождения бокситов, олова и титана. С меньшей, чем в среднем по стране, интенсивностью разрабатываются месторождения вольфрама, золота и серебра. Таблица 4 Доля Сибирского федерального округа в общероссийских запасах и добыче
полезных ископаемых, %* * Источник: Орлов В.П. Ресурсы недр в экономике федеральных округов// Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2001. № 1. С. 2—13. Еще один пример. На территории Читинской области, в Кодаро-Удоканском минерально-сырьевом комплексе, где железная дорога подошла уже к основным месторождениям, надо развивать производство на базе Чинейского титано-магнетитового месторождения ванадийсодержащих руд, Удоканского медного и Катугинского тантал-ниобиевого редкоземельного месторождения. Разработка группы компактно расположенных месторождений позволяет создать комплекс металлургических и химико-металлургических предприятий, продукция которых позволит обеспечить собственным сырьем и материалами как базовые, так и новые перерабатывающие отрасли промышленности. Как укрепить сырьевую безопасность страны?Первая задача укрепления сырьевой безопасности России заключается в обеспечении сбалансированности мощностей по технологическим переделам. Имеющаяся минерально-сырьевая база позволяет развить в Сибири предприятия полного технологического цикла по производству тяжелых цветных металлов. Еще в 70—80-е годы XX века была обоснована целесообразность создания на базе месторождений полиметаллических руд Красноярского и Алтайского краев, Республики Бурятия крупного свинцово-цинкового комбината, работающего по новейшим экологически чистым технологиям с максимальным извлечением полезных компонентов. Есть проект строительства предприятия полного цикла по производству меди на базе Удоканского медного месторождения (Читинская область). Позже эти предложения получили количественную оценку в виде расчетов эффективности конкретных инвестиционных проектов при разработке программ социально -экономического развития Республики Алтай, Алтайского края, Республики Бурятия, а также оценки эффективности разработки месторождений Кодаро-Удоканского минерально-сырьевого комплекса на территории Читинской области. Вторая задача — создание в стране материальной базы для развития высокотехнологичных отраслей. Разведанные, экономически выгодные и подготовленные к промышленному освоению месторождения находятся в основном в Сибири. В первую очередь, это Белозиминское и Вишняковское месторождения в Иркутской области, Татарское — в Красноярском крае, Тарское — в Омской, Туганское — в Томской, Катугинское, Завитинское и Орловское месторождения — в Читинской области. Разработка этих месторождений позволит решить проблему обеспечения промышленности всей страны рудами и концентратами циркония, тантала, ниобия, лития, бериллия и других редких и редкоземельных металлов. Третья задача — освоение техногенных месторождений (запасов складированных руд и отвалов обогатительных фабрик, для переработки которых прежде не было экономичных технологий). Это в первую очередь месторождения металлов платиновой группы в Норильске, золото-серебряное — на Ачинском глиноземном комбинате, месторождения цветных, редких и благородных металлов в Читинской области. Сибирь — это регион развитой горнорудной и металлургической промышленности. В стоимостном выражении продукция цветной металлургии СФО в 2001 г. составила 46,1% от произведенного всей отраслью России. При этом на расположенных в СФО предприятиях выплавляется 100% отечественного металлического олова, 83% первичного алюминия, 55% рафинированной меди, 50% никеля. На долю цветной металлургии в России приходится 7,8% производства всей промышленной продукции, отрасль давно и прочно стала специализацией сибирских, особенно восточносибирских регионов (рис. 1, 2). В целом на предприятия цветной металлургии приходится 31,2% объема всего производства промышленности СФО, особенно высока ее доля в Красноярском крае, Республике Хакасия и Читинской области. На страницах журнала «ЭКО» авторы этой статьи неоднократно доказывали, что именно развитие горнорудной промышленности позволит поднять многие депрессивные регионы Сибири[4] . Со временем наша убежденность в этом только укреплялась. Рис.1. Доля продукции цветной металлургии в общем объеме выпуска промышленности регионов Западной Сибири в 2001 г., % Рис.2. Доля продукции цветной металлургии в общем объеме выпуска промышленности регионов Восточной Сибири в 2001 г., % Инвесторы не приходят... Их привлекаютИнвестиции в горнорудный комплекс Сибири сами не придут. Минерально-сырьевые ресурсы цветной металлургии России по качеству уступают зарубежным, исключение — лишь медь, никель (Норильский рудный район) и титан. Поэтому освоение подавляющей части месторождений низкорентабельно и требует больших сроков для окупаемости инвестиций. Действующая налоговая система, изымающая из доходов горнодобывающих предприятий дополнительные налоги в форме абсолютной горной ренты, обанкротила и привела к ликвидации многие сибирские (и не только сибирские) рудники и горнообогатительные комбинаты[5]. Сложившаяся ситуация характеризуется, с одной стороны, повышением интенсивности использования минерально-сырьевой базы цветной металлургии СФО — добыча и переработка стратегических видов минерального сырья — это народнохозяйственная задача. Решение ее должно максимально контролировать и регулировать государство. С другой стороны, как показала практика реализации государственных федеральных программ в металлургии, у государства на достижение соответствующих целей денег нет и, судя по всему, не будет. Государственные инвестиции на эти цели из года в год уменьшаются. Так, в федеральном бюджете РФ общая доля расходов по министерствам и ведомствам природно-ресурсного блока в 1997 г. составила 4,6%, в 2002 г. — 4,2, а в 2001 г. — немногим более 3%[6]. Что касается финансирования отдельных федерально -целевых программ (ФЦП) в 1998—2001 гг., то показательна государственная политика финансирования двух наиболее значимых для развития минерально-сырьевого комплекса — «Развитие минерально-сырьевой базы Российской Федерации (1994—2000 гг.)» и «Развитие рудно-сырьевой базы металлургической промышленности Российской Федерации ("Руда") (1997—2005 гг.)» (табл. 5). Таблица 5 Финансирование федеральных целевых программ в минерально -сырьевом комплексе России*, млн руб. * Источник: Природные ресурсы и окружающая среда России... С. 347—348. По первой программе средства выделялись только на текущие расходы минерально-сырьевого комплекса, а по второй — финансирование осуществлялось крайне нерегулярно и резко (в два и более раза по инвестиционной составляющей в сравнении с 1998 г., а по текущим расходам на НИОКР — по сравнению с 2000 г.) снизилось в 2001 г. Государственная стратегия — альфа и омега успехаТакая политика государства свидетельствует об отсутствии долгосрочной государственной стратегии изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и технического перевооружения горно-металлургических предприятий. К тому же критическое состояние минерально-сырьевого комплекса России и СФО, усугубляют дополнительные факторы, обостряющие угрозу национальной безопасности. В их числе:
Указанный негатив в ближайшей перспективе может привести к существенному сбою работы минерально -сырьевого комплекса и замедлению экономического развития страны. Возникают вопросы, требующие оперативного решения. 1. Как государство может способствовать реализации инвестиционных проектов, осуществляемых с привлечением частного капитала? 2. Куда и как государство должно вкладывать средства, выделяемые на реализацию ФЦП? Отвечая на поставленные вопросы, обратимся к имеющейся положительной практике. Эффективной формой участия государства в разработке месторождений благородных и редких металлов могут стать долгосрочные «золотые займы», выдаваемые из государственных запасов золота под низкий процент — 3—4% годовых. Так осваивалось Олимпиадинское месторождение коренного золота в Красноярском крае, где сейчас ежегодно добывается более 15 т золота. Мы знаем, что часть золотых займов была потеряна безвозвратно. Но виновата в этом не сама идея и даже не проект ее воплощения, а способы реализации этих проектов. В тех случаях, когда за разработку месторождений берутся крупные металлургические компании, испытывающие нехватку сырья, эффект от освоения следует считать не по руде или концентрату, а по конечному отраслевому результату — выпуску металлопродукции. Безусловно, капитальные и текущие издержки в данном случае возрастают, но существенно возрастает и добавленная стоимость продукции, позволяющая по-другому взглянуть на коммерческую эффективность проекта. На конечный результат...Мы провели вариантную оценку экономической эффективности проекта опытно-промышленной эксплуатации Чинейского титано-магнетитового ванадийсодержащего месторождения (Читинская область) при условии оплаты всех переделов переработки руды: добыча руды на Чинейском месторождении, обогащение руды на Коршуновском ГОКе, переработка концентрата на Кузнецком металлургическом комбинате, при действующей системе налогообложения[7]. Результаты показали, что проект, ориентированный на получение металлопродукции, несмотря на значительный рост текущих издержек, способен окупить вложенные средства в период опытно-промышленной эксплуатации в рамках действующей налоговой системы. Если государство будет способствовать решению ключевых проблем инвестора — а это нормативно-правовые проблемы лицензирования месторождений, создание инфраструктуры горнорудных районов, доведение до логического завершения технологических цепочек путем создания соответствующих звеньев и др., то такие объекты могут стать привлекательными для частного капитала. Примером может служить освоение Средне-Тиманского месторождения бокситов в Республике Коми компанией «Сибирско-Уральский алюминий» (СУАЛ). В Сибири к Удоканскому месторождению меди проявляет интерес имеющая недостаточную сырьевую базу Уральская горнометаллургическая компания (УГМК). Комплексное рассмотрение проекта освоения Кодаро-Удоканского минерально-сырьевого комплекса (Чинейское месторождение титаномагнетитовых ванадийсодержащих руд, Удоканское медное месторождение, Катугинское редкометалльное месторождение) в Читинской области показало, что при участии государства в финансировании общесистемных объектов жизнеобеспечения района (строительство железной дороги, часть которой уже проведена до Чинейского месторождения, объектов электро- и теплоснабжения) наибольший экономический эффект достигается при освоении минеральных ресурсов на условиях соглашения о разделе продукции. Обеспечивая достаточно высокую внутреннюю норму доходности для инвестора и в то же время бюджетную эффективность, такой вариант хозяйствования становится привлекательным для потенциального инвестора даже в условиях повышенных рисков. Отказ от бюджетного финансирования общесистемных объектов требует значительного повышения доли инвестора в разделе прибыльной продукции, чтобы компенсировать инвестиционные риски, которые объективно очень высоки в суровых, труднодоступных районах нового освоения. Без налоговых льгот и преференций невозможно освоение большинства сибирских месторождений металлических руд. Льготы необходимы и для решения экологических задач при освоении техногенных месторождений. В Сибири расположены основные производственные объекты двух крупнейших в стране металлургических гигантов — «Норильской горной компании» и «Русского алюминия» (РУСАЛ). Имеют производственные мощности в Сибири СУАЛ и МНПО «Полиметалл» (добыча золота), проявляет интерес к сибирским объектам УГМК. Все эти компании работают прибыльно, имеют валютную выручку, диверсифицируют свои капиталы и расширяют сферы деятельности. Деньги, которые могут влиться в освоение минерально-сырьевой базы цветной металлургии Сибирского федерального округа, в стране есть, но инвесторов отпугивает действующая налоговая политика. На что тратить государственные деньги? Государственные расходы должны идти по следующим направлениям.
а) дефицитных в настоящее время или в ближайшей перспективе в России; б) имеющих хорошие перспективы в плане выхода в сегменты мировых рынков. При этом для повышения конкурентоспособности минерально-сырьевой базы должна проводиться ее технолого-экономическая переоценка. Примером может служить Бугдаинское молибденовое месторождение (Читинская область), где применение нестандартных геологических и технологических приемов позволило перевести объект из молибденового в золотомолибденовый с ресурсами золота в несколько сотен тонн. Из институциональных мер, не требующих больших затрат, следует выделить долгосрочное согласование цен на энергоресурсы в соответствии с мировыми ценами на металлы. Это позволит не только повысить конкурентоспособность энергоемких предприятий цветной металлургии, но приведет к справедливому разделению и прибыли, и рисков между металлургами и энергетиками. [1] Ситро К. А., Ягольницер М. А. Роль минерально-сырьевого сектора экономики в постиндустриальном развитии // ЭКО. 2001. № 3. С. 114—134; Ситро К. А., Ягольницер М. А. Роль минерально-сырьевого сектора в экономике России // ЭКО. 2002. № 7. С. 89—111. [2] Оптимистический сценарий для российской металлургии//Металлы Евразии. 2002. № 3. С. 4—13. [3] Михайлов Ю. Элементы высоких технологий//Металлы Евразии. 2001. № 5. С. 70—73. [4] Соколов В. М., Ягольницер М. А., Бондаренко Л. А., Ковалева А. Е. Надо ли осваивать БАМ?//ЭКО. 1996. № 8. С. 55—80; Соколов В. М., Ягольницер М. А., Березиков Ю. К., Бондаренко Л. А. Поможет ли горнорудная промышленность вывести из кризиса Алтайский край?//ЭКО. 1997. № 5. С. 166—185; Бондаренко Л. А., Ковалева А. Е., Соколов В. М., Ягольницер М. А. Новые подходы к освоению минеральных ресурсов и развитию горнорудной промышленности Республики Алтай//ЭКО. 1998. № 9. С. 98—113. [5] Соколов В. М. Горная рента и горнорудная промышленность России//ЭКО. 1999. № 8. С. 99—116. [6] Природные ресурсы и окружающая среда России (аналитический доклад). М.: НИА-Природа и РЭФИА, 2001. С. 341. [7] Сознательно не использовались варианты других возможных налоговых схем (соглашение о разделе продукции, создание свободной экономической зоны), поскольку их использование на практике в каждом конкретном случае потребует специальных государственных решений. |