РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
СИБИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И
ОРГАНИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

 

На правах рукописи
 

Паринов Сергей Иванович

ОНЛАЙНОВЫЕ СООБЩЕСТВА:
методы исследования и практическое конструирование


Специальность 05.13.16 - Применение вычислительной техники, математического моделирования и математических методов в научных исследованиях
 
 

Автореферат диссертации на соискание ученой степени
доктора технических наук
 
 

Новосибирск - 2000



Работа выполнена в Институте экономики и организации промышленного производства Сибирского Отделения Российской Академии Наук
 

Официальные оппоненты:

Н.Г. Загоруйко - доктор технических наук, профессор
Ю.А. Щеглов - доктор технических наук, профессор
В.В. Титов - доктор экономических наук, профессор

Ведущая организация - Центральный экономико-математический институт Российской Академии Наук
 

Защита диссертации состоится 14 марта 2000 г. в 15.00 на заседании Специализированного совета Д.063.98.01 по защите диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук при Новосибирском Государственном Университете по адресу 630090 Новосибирск, ул. Пирогова д. 2.

Отзывы на автореферат в двух экземплярах, заверенные печатью, просьба направлять в диссертационный совет по указанному адресу.
 

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке НГУ.
 

Автореферат разослан ______________________
 

Ученый секретарь
Специализированного совета
к.т.н.        Ю.И. Еремин


Общая характеристика работы

Стремительное развитие глобальной компьютерной сети Интернет и освоение людьми ее возможностей оказывают влияние на самые разные области жизни и деятельности человека. Это приводит, в том числе, к возникновению новых видов общественных отношений и организационных структур. Интегральным образом данных социально-экономических инноваций является, так называемое, "онлайновое сообщество", представляющее собой группу лиц, которые, находясь в состоянии взаимозависимости друг от друга, координируют и согласовывают свою совместную деятельность при помощи Интернет-технологий. Принципиальная особенность онлайновых сообществ заключается в том, что использование Интернет-технологий в процессе совместной деятельности людей позволяет в большей степени, чем ранее, осуществлять ее регулирование на основе прямых информационных обменов и взаимодействий между всеми членами сообщества. Эти новые возможности позволяют членам онлайновых сообществ конструировать новые правила социально-экономического поведения и соответствующие регулирующие институциональные механизмы. Первые исследования показали, что институциональные принципы организации онлайновых сообществ имеют существенные отличия, как от рыночных, так и от иерархических форм организации. Хотя различные виды онлайновых сообществ уже реально существуют с середины 90-х годов, их комплексное научное исследование еще только начинается.

В диссертационной работе предлагается описание совокупности явлений и процессов, которые, с одной стороны, характеризуют способы "заселения" людьми виртуального пространства сети Интернет, а с другой - создают условия и инфраструктуру, необходимые для массового возникновения онлайновых сообществ. В диссертации предложена научная концепция и компьютерная модель для изучения особенностей формирования и функционирования онлайновых сообществ. Кроме этого, описан методический и программно-технический аппарат, который был разработан (при непосредственном участии автора) для практического конструирования сетевой инфраструктуры онлайновых сообществ.

Все материалы данной работы находятся в открытом доступе в сети Интернет (см. список электронных адресов в конце). Соответствующие ссылки на электронные публикации приводятся в тексте и позволяют получить более полное представление о содержании диссертации. Для удобства использования ссылок см. электронную версию автореферата на http://www.ieie.nsc.ru/~parinov/autoref.htm

Актуальность темы исследования

Актуальность исследования онлайновых сообществ, в первую очередь, объясняется некоторым отставанием в научном осмыслении этого феномена от темпов реального формирования данных сообществ (особенно высоких в экономически развитых странах) и связанных с их функционированием глобальных социально-экономических изменений. Уже зафиксировано появление ряда новых социальных явлений, значение и возможные последствия которых еще не до конца поняты и изучены. Такая ситуация, в силу глобальности происходящих изменений, должна быть идентифицирована как серьезная научная проблема, требующая незамедлительного решения. Приведенный ниже список тем иллюстрирует уже исследованные научные аспекты данной проблемы, а также отражает степень научной проработанности данной предметной области:

А. Исследователи отмечают, что одним из наиболее фундаментальных факторов влияния Интернета на социально-экономическую активность являются качественные изменения в условиях для обмена информацией между людьми, а, следовательно, и в возможностях для их информационных взаимодействий в виртуальной среде сети Интернет. Общая идейная проработка этих вопросов в новейшей истории была начата в 70-е годы западными футурологами Дж. Гэлбрейтом, Э. Тофлером, П. Дракером и другими. В России близкие исследования проводятся А.И. Ракитовым, Р.И. Цвылевым, в ряде лабораторий ЦЭМИ РАН и других организациях. Общей особенностью этих исследований является анализ возможных социально-экономических последствий от "информационной революции". В настоящее время многое из того, что было предсказано в 70-80-е годы, обретает реальные черты. Есть все основания предположить, что пока еще не очень четкие, но взаимосвязанные образы Информационное Общество --> Сетевая Экономика --> Сетевая Организация указывают на начало процесса очередного изменения доминирующей формы социально-экономической организации общества. Эти грядущие изменения вполне сравнимы с предыдущими, в результате которых были построены рыночные и индустриальные цивилизации [I.8.]. Сознательное извлечение преимуществ из этого, а также устранение возможных негативных последствий требует разработки общей концепции и информационной картины мира функционирования глобальных социально-экономических систем.

Б. Наблюдения за социально-экономическими приложениями современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) показывают, что виртуальном пространстве сети Интернет происходят следующие изменения [I.5.]:
- "работа" становится "телеработой", которую можно выполнять в режиме "телеприсутствия";
- торговля превращается в "электронную коммерцию", средство платежа - в "цифровую наличность", а бизнес - в "электронный бизнес";
- поддержание контактов основано на использовании электронной почты, ICQ и др., а обсуждения принимают вид телеконференций, веб-форумов, чатов и т.п.;
-"работа в коллективе" основывается на "компьютерных средствах коллективной работы" (CSCW), дух коллективизма, комфортность и эффективность совместной работы уже зависит от groupware - особого класса компьютерными программами.

Хотя каждое из этих средств применяется уже достаточно широко, но пока слабо разработана общая картина изменений в социально-экономической деятельности человека, которые имеют место в виртуальной среде.

В. Процессы внедрения ИКТ в социально-экономическую деятельность сопровождаются появлением [I.11.]:

В.1. Новых моделей бизнеса (принципы менеджмента 5-го поколения Чарльза Сэведжа, "информационное партнерство", электронный бизнес). С переносом традиционного бизнеса в "электронную" среду компании получают возможность использовать так называемый "сетевой эффект", который заключается в их доступе к громадному числу находящихся в онлайн потенциальных поставщиков и заказчиков. В этих условиях компании могут создавать трехстороннее "информационное партнерство" со своими поставщиками и заказчиками. При налаживании прямых и оперативных контактов через Интернет эти связи могут превращаться в сотрудничество, направленное на коллективный поиск путей повышения эффективности по всей цепочке от спроса до потребления, а также совместного использования полученных выгод. Примерами реализации этих возможностей являются такие известные компании как Cisco System, General Electric, Dell, Ford, Visa и др.

В этих условиях целью большой компании должно стать ее превращение в своеобразный коммутатор электронного бизнеса (E-business), который, во-первых, дает мелким фирмам стимул для использования Интернет-технологий, а также создает им среду для более дешевого мониторинга спроса и предложения. Целью небольшой фирмы в этих условиях становится доказательство своей жизненной необходимости для потенциальных партнеров. Компании, использующие данные инновации, должны быть готовы допустить своих поставщиков и заказчиков к внутренним процессам своей работы, а также получить аналогичное понимание бизнес процессов своих партнеров. Все это создает совершенно новые стандарты открытости и прозрачности компаний.

В западной литературе отмечается, что с внедрением Интернет-технологий в процесс функционирования компаний последние получают ранее не мыслимые способы для интеграции своих операций с внешними организациями. При этом основными направлениями развития компаний становятся: а)аутсорсинг (outsourcing); б)уменьшение размеров; в)реинжениринг; г)полное изменение содержания бизнеса. Вертикальная интеграция компаний, которая была главным достижением индустриальной эпохи, в новых условиях может быть даже опасна, т.к. маловероятно, что отдельная взятая компания будет одинаково хороша во всех звеньях своего бизнес-процесса.

В России также идет разработка новых моделей бизнеса на основе Интернет-технологий. Можно отметить следующие направления: - разработка онлайновых методов маркетинга (Ю.А. Щеглов и др.), - использование сетевых подходов для организационного развития (С. Клягин и др.), - разработка программы совершенствования системы управления для российских предприятий, включающей, в том числе, использование новых сетевых технологий (В.В. Титов, В.Ф. Комаров и др.) и т.п.

В.2. Новых моделей экономического поведения отдельного человека (правила "успешного поведения" К. Келли, [I.5.]):

Все дешевеет по мере совершенствования. Следует изобретать быстрее, чем новшество станет привычным.

Развивайте не продукт, а сеть деловых связей. Преданность стандартам, а не фирме.

Нужно стремиться стать пусть менее совершенным, но более гибким и децентрализованным, чтобы на пике успеха провести демонтаж старого и идти к новому.

Новые виды постоянно замещают старые. Балансировка на грани хаоса и самообновления.

Не решайте проблемы, ищите новые возможности. Повторы, копирование, автоматизация - обесцениваются, а оригинальность, воображение, творчество - растут в цене.

Хотя данные правила выглядят достаточно необычно, но в среде онлайновых сообществ, по мнению исследователей, они дают лучшие возможности для социально-экономической самореализации индивидов, чем модели поведения, разработанные для рыночных и иерархических систем. К сожалению, научная обоснованность этих рекомендаций пока не выдерживает серьезной критики.

В.3. Новых принципов организации деятельности людей (сетевая форма организации от Д. Подольны и К. Пейдж, [I.11.]) -

Считается, что главным отличием сетевых форм управления от рыночных и иерархических является: а)длительность связей между агентами, которые б)регламентируются этими же агентами без участия вышестоящей власти.

Сетевые изменения, происходящие в последние годы во внутренней среде традиционных иерархических фирм и организаций, характеризуются следующим образом:
- одно из основных отличий сетевой формы организации от традиционной заключается в этических или ценностных ориентациях ее участников;
- центральным элементом является "дух доброй воли" (spirit of goodwill), который означает использование "голоса" вместо "силы" для разрешения проблем, а также высокий уровень доверия между участниками;
- нормы взаимности лежат в основе сетевой организации (в отношениях между участниками преобладают чувства взаимных обязательств и ответственности, а не желание извлечь выгоду из имеющего место доверия);
- члены сетевой организации составляют "моральное сообщество", в котором предполагается доверительное поведение, понимание нормативных стандартов, а оппортунизм предрешен.

Приведенное выше описание социально-экономических особенностей сетевых инноваций, безусловно, пока имеет описательный характер. Практически отсутствует общая концепция превращения бизнес организаций в сетевые структуры, а также недостаточно разработан методический аппарат для практической реализации сетевых форм организации.

Г. Благодаря новым моделям ведения бизнеса, индивидуального поведения и сетевым принципам организации, в организационном дизайне (применительно к социально-экономической сфере) начинает все более широко использоваться сетевая модель управления (иногда еще называемая "третья форма", [I.6.]). Сетевая форма действует дополнительно к рыночному и иерархическому механизмам регулирования и поэтому конкурирует с другими двумя за обслуживание взаимодействий между людьми в экономике. Суть экономических преимуществ сетевой формы в сравнении с рынком и иерархией описывается следующим образом:
"Созданием лучших коммуникаций, чем это может сделать рынок, сетевые формы организации облегчают лучшую координацию перед лицом изменений, значимость которых не может быть полностью передана или понята через ценовые сигналы. В это же время, поскольку границы сетевых форм организации обычно более легко управляемы, чем границы иерархий, более легким являются модификации композиции (реструктуризация) сетевых организаций как ответная реакция на эти изменения" (Д. Подольны и К. Пейдж).

Вместе с тем, пока нет целостного представления о том, как будет выглядеть экономика в целом, когда сетевые формы организации и соответствующие механизмы управления станут доминирующими. Общие особенности сетевой экономики (или E-conomy) пока не описаны в систематическом виде.

Д. Уже упомянутые нововведения затрагивают главным образом экономическую надстройку: сферу управления и экономическую инфраструктуру. Изменения в процессах материального производства - вторичны и пока не столь радикальны. Наблюдается постоянный рост количества участников социально-экономических процессов, которые выбирают сетевые формы взаимодействия друг с другом. Интегральным образом этих новых общественных отношений является "онлайновое сообщество". Совместная деятельность людей в онлайновых сообществах основана на использовании Интернет-технологий. Поэтому она в большей степени, чем ранее, может регулироваться на основе прямых информационных взаимодействий между всеми членами сообщества. Для сравнения: в рыночном сообществе взаимодействия опосредованы товарообменом, а в иерархическом - информационные взаимодействия имеют преимущественно односторонний характер.

В настоящее время онлайновые сообщества переживают смену фазы развития: наблюдается их эволюция от простейших форм, использующих элементарные сетевые технологии и копирующих традиционные модели социально-экономических взаимодействий, к более сложным формам, которые основываются на Интернет-технологиях последнего поколения, и реализуют модели взаимодействий, которые не могли бы быть прежде реализованы. Существующие научные разработки в этой области пока не предлагают комплексной операциональной модели онлайнового сообщества, которая могла бы быть использована для компьютерного моделирования и исследования. Однако имеется достаточно большое количество смежных исследований и программных разработок, которые могут быть использованы (разработка интеллектуальных веб-роботов, активных софтверных агентов, программных мультиагентных сред, соответствующих инструментальных средств, технологий моделирования систем активных объектов и т.п.). В России такого рода разработки ведутся в Институте Математики СО РАН (Н.Г. Загоруйко и др.), ИСИ СО РАН (А.Г. Марчук, И.Е. Швецов и др.), ИВТ СО РАН (А.М. Федотов и др.), в Новосибирском Госуниверситете, ЦЭМИ РАН, РосНИИИ, и в других организация.

Обобщая этот обзор, можно отметить, что глобальность характера происходящих изменений, связанных с Интернет-технологиями и сетевыми инновациями, объясняет актуальность и необходимость тщательной теоретической спецификации объекта для научных исследований. Представляется, что онлайновое сообщество в силу своей естественной сетевой природы является лучшим выбором, как объект научных исследований в обозначенной предметной области. Новизна искомого объекта для социально-экономической дисциплины объясняет актуальность разработки теоретического инструментария и моделей, как самого объекта, так и процессов его функционирования. Анализируемые явления относятся к классу комплексных социальных систем, состоящих из большого числа активных элементов, обладающих собственным поведением. В этих условиях актуальными задачами являются разработка схем информационных взаимодействий участников социальных систем, а также построение моделей их поведения на базе агентных подходов (agent-based simulation).

Уже имеющиеся факты массового практического использования Интернет-технологий в социально-экономической деятельности человека объясняют актуальность разработки методики для организационного дизайна новых и модернизации уже действующих организаций в эффективно работающие сетевые структуры. Для создания такой методики актуальна разработка средств компьютерной имитации свойств конструируемых онлайновых сообществ, проработка процедур и программно-технических средств организационного дизайна в целях создания онлайновых сообществ с заранее заданными свойствами. Эти задачи актуальны, как для небольших фирм, крупных корпораций, так и органов государственного управления.

Объект и предмет исследования

Онлайновое сообщество, как синтетический образ связанных с Интернетом социально-экономических инноваций, является сравнительно новым объектом исследований. Как регулярно наблюдаемый феномен оно появилось только в конце 90-х годов. В настоящее время регистрируется быстрый рост влияния, которое оказывают процессы, происходящие в онлайновых сообществах, на состояние глобальных социально-экономических систем в мире. Как и любое другое сообщество людей, онлайновое сообщество имеет комплексный характер и поэтому является объектом междисциплинарных исследований. Предметом исследования данной диссертационной работы выбраны концептуальные аспекты функционирования и управления онлайновыми сообществами, а также связанное с этим применение вычислительной техники и математического моделирования. Нас в первую очередь интересует онлайновое сообщество в достаточно развитом виде, образом которого является, так называемая, "сетевая экономика" в целом или ее отдельное звено - "сетевая форма организации". При этом сетевая экономика понимается как разновидность онлайнового сообщества, члены которого реализуют преимущественно экономические цели и интересы. Простейшие виды онлайновых сообществ, представляющие собой группы пользователей Интернета, использующих общее интерактивное информационные пространство (списки рассылки, телеконференции, веб-форумы и чаты), рассматриваются в данной работе в меньшей степени.

Кроме теоретического рассмотрения свойств онлайнового сообщества и его сетевой экономики, исследование направлено на решение технических вопросов создания необходимых условий и сетевой инфраструктуры для практической работы такого рода сообществ и организационных структур в различных сферах социально-экономической деятельности человека.

Принципиальным отличием онлайнового сообщества как "расширенной формы" (Ф. Хайек) общественных отношений от его предшественников (рыночной и индустриальной форм) является доминирование в его среде прямых информационных взаимодействий между людьми. Хотя информационные взаимодействия между участниками экономической системы существовали всегда, но ранее они рассматривались и описывались в терминах предшествующих моделей "экономического мира" (как товарные отношения участников рынка или отношения типа "начальник-подчиненный" в иерархических структурах). Современные изменения в социально-экономическом пространстве, происходящие под влиянием развития Интернет-технологий, требуют большего внимания исследователей к информационным взаимодействиям агентов экономической системы.

В связи с этим, нас интересуют онлайновые сообщества как социально-экономические системы, функционирующие на основе интенсивных информационных взаимодействий, осуществляемых между членами сообщества с помощью Интернет-технологий. Поэтому вторым по значимости объектом исследования в нашей работе являются сами "информационные взаимодействия". При исследовании информационных взаимодействий рассматриваются следующие вопросы: а)конфигурация модели взаимодействий между участниками онлайновых сообществ, которая включает такие элементы, как институциональные структуры, пространственные ограничения на информационные взаимодействия, технологические связи участников, механизмы согласования деятельности и др.; б)компьютерная имитация информационных взаимодействий в сетевой экономике, как одной из разновидностей онлайнового сообщества; с)практическая реализация образцов программно-технических комплексов для осуществления информационных взаимодействий в онлайновых сообществах определенных видов.

Объектом прикладной части исследования являются: а)концепция онлайнового сообщества исследователей по экономике и социологии, функционирующей при интенсивных информационных обменах между ее членами; б)конфигурация программно-технических средств, создающих эффективную инфраструктуру для функционирования онлайнового сообщества в целом, а также онлайновых представителей (информационных роботов) отдельных членов сообщества.

Цель исследования

Главными целями диссертации является:
1) систематическое описание особенностей сетевой экономики, как одной из разновидностей онлайнового сообщества, включая описание процессов ее формирования и используемых для этого технологий;
2) создание теоретического инструментария для исследования свойств онлайновых сообществ (включая модель сетевой экономики и ее участников - сетевых организаций и агентов);
3) разработка программно-технического инструментария для конструирования инфраструктуры, необходимой для функционирования онлайновых сообществ;
4) приложение разработанных в диссертации теоретических методик и программно-технических средств для конструирования действующих образцов онлайновых сообществ в среде специалистов, занимающихся научными исследованиями, а также в бизнесе (проработка только отдельных конструктивных деталей).

Задачи исследования

Для реализации поставленных целей требуется решить следующие задачи:
1. Проведение анализа процессов формирования онлайнового сообщества в экономике, включая сбор сведений о формах и тенденциях использования ИКТ в социально-экономической деятельности, на основе обзора электронных и традиционных публикаций по данной проблематике.
2. Анализ новых особенностей функционирования экономики в целом и ее отдельных регулирующих механизмов в процессе ее трансформации в онлайновое сообщество.
3. Разработка теоретической концепции функционирования онлайнового сообщества, включая схему информационных взаимодействий его участников.
4. Разработка подходов, методов и программного обеспечения для построения статистических показателей функционирования онлайновых сообществ на основе обработки данных (сетевого трафика) об информационных потоках.
5. Теоретический анализ свойств и особенностей функционирования онлайнового сообщества, включая компьютерное моделирование на базе агентной методики имитации информационных взаимодействий.
6. Развитие методики практического конструирования онлайновых сообществ, включая дизайн их инфраструктуры, создание онлайновых представителей (информационных роботов) членов сообщества, а также практическая реализация данной методики в приложении к онлайновому сообществу исследователей по экономике и социологии.

Методика исследования

В процессы работы применялись:
- Изучение литературных источников по "сетевой экономике", Информационному Обществу, Интернет-технологиям, новой институциональной экономике, способам отражения взаимодействий агентов в существующих экономических моделях, теории координации и др.
- Системный анализ особенностей информационных взаимодействий экономических агентов в условиях обесценивания содержания информационных потоков за время их распространения по пространству экономической системы.
- Программно-технические комплексы для формирования экономических индикаторов на основе трафика сети Интернет, а также для обеспечения коллективной работы территориально распределенных групп исследователей.
- Концепция агентного моделирования социально-экономических систем и программное обеспечение "Технология активных объектов".

Научная новизна исследования

Научную новизну и свой личный вклад автор видит в следующем:
1. Проведены описание и первичная систематизация основных направлений развития Интернет-технологий и их социально-экономических внедрений, создающих необходимые условия для появления в обществе феномена онлайновых сообществ. Дано описание современных особенностей телеработы, электронной коммерции, цифровых денег, электронного бизнеса, сетевых форм организаций и т.п.
2. Осуществлена разработка теоретического и модельного аппарата для изучения принципов функционирования онлайнового сообщества на основе компьютерных имитаций.
3. Разработана методика конструирования сетевых сервисов (сетевого программного обеспечения), обеспечивающих функционирование онлайновых сообществ. Методика реализована для построения онлайнового сообщества исследователей по экономике и социологии (в виде "Российской виртуальной лаборатории для экономистов и социологов").

Практическая значимость работы состоит также в том, что ее положения были использованы:
1)при подготовке некоторых разделов программы перехода к Информационному Обществу, разработанной для правительства г. Москвы Институтом Развития Информационного Общества;
2)для развития модельного аппарата, использованного в анализе проблем устойчивого развития в рамках международного проекта ASIS (Alliance for Sustainable Information Society);
3)для развития онлайновых сервисов в международном проекте создания сетевой профессиональной инфраструктуры для исследователей в области "экономикс" (проект RePEc);
4)для создания сайта "Российская виртуальная лаборатория для экономистов и социологов";
5)при разработке учебных материалов спецкурса "Экономика в новом информационном пространстве" для студентов экономического факультета НГУ.

Положения, выносимые на защиту

Тема особенностей функционирования социально-экономических систем в зависимости от изменения условий информационных взаимодействий ее участников является новой и на данный момент пока слабо научно разработанной. Наше исследование основывается на достаточно большом количестве уже опубликованных результатов, содержит обзоры публикаций по некоторым появившимся в последние годы смежным областям исследований (новая институциональная экономика, теория координации и др.). Также в работе сформулированы собственные новые, как теоретические, так и прикладные положения.

1. Первое положение в логической структуре работы связано с описанием социально-экономических последствий развития Интернет-технологий. Интегральным результатом от внедрения современных информационно-коммуникационных технологий является регистрация нового социального феномена: так называемых онлайновых сообществ. Анализ показал, что онлайновым сообществам (в сравнении с традиционными) присущи новые формы совместной деятельности людей (например, моделей ведения бизнеса и индивидуального поведения, [I.5.]), а также механизмы управления их функционированием (использование сетевых организационных структур и "третьей" формы управления, [I.6.]). Кроме этого, в среде онлайновых сообществ наблюдаются существенные изменения в функционировании рыночного и иерархического управляющих механизмов [I.6.]. Был сделан вывод, что для научного объяснения этого феномена требуется комплексное исследование природы и основных свойств онлайнового сообщества. Поскольку функционирование онлайнового сообщества основывается на интенсивных информационных взаимодействиях между его членами, то потребовалось разработать модель данного вида взаимодействий применительно к социально-экономическим системам.

2. Следующее положение, которое является центральным для данной работы, связано с концепцией информационных взаимодействий. Эта концепция разработана для объяснения поведения комплексных социальных систем (к которым относятся и онлайновые сообщества) при изменении условий информационных взаимодействий между объектами системы [I.7., I.10.]. Концепция сфокусирована на информационном аспекте функционирования социальных систем и тем самым дополняет уже известные науке представления о рыночных и иерархических моделях функционирования. В концепции описана схема информационных взаимодействий между действующими лицами системы, которая позволяет им согласовывать свою совместную деятельность. Сделан вывод, что в отличие от ценового способа согласования деятельности в рыночных сообществах, или командной системы в иерархических организациях, в онлайновых сообществах механизм согласования (координации) деятельности основан на объединении частных ментальных моделей участников в единую информационную модель среды их жизнедеятельности. Коллективная информационная модель среды используется членами сообщества для проигрывания возможных изменений в структуре их деятельности, а также для коллективного выбора наилучшего варианта структуры деятельности вместо текущего варианта [I.10.].

3. Рассмотрение в рамках концепции системных ограничений на обмен информацией между удаленными в пространстве системы действующими лицами привело к формулировке третьего положения диссертации. Анализ показал, что существуют теоретические пределы информационных взаимодействий, зависящие от соотношения скорости распространения информационных потоков по пространству системы и скорости стохастического потока изменений состояния объектов системы. Было выяснено, что в данном контексте функция социально-экономических институциональных структур сводится к формированию некоторых систем координат и соответствующих им проекции реального пространства системы. Такие проекции являются дополнительными подпространствами для взаимодействий и могут быть сконструированы таким образом, что взаимодействия между действующими лицами становятся возможными в существенно более широких границах, чем в естественном пространстве. Данные результаты позволили провести обобщение известных концептуальных моделей функционирования социальных сообществ (рыночной, иерархической, онлайновой) в единую схему, что является теоретической основой для разработки общей теории функционирования социально-экономических систем [I.10.].

4. Для теоретического исследования свойств онлайновых сообществ на базе предложенной в концепции информационных взаимодействий предложена формализованная запись модели онлайнового сообщества [I.10., I.12.]. Структура данной модели включает следующие основные блоки:
1)макротехнология, определяющая коэффициенты локальной оптимизационной задачи члена сообщества;
2)информационная среда, которая каждому члену сообщества определяет его границы "видимости" потенциальных партнеров, совместно с которыми он осуществляет поиск оптимальных решений;
3)институциональные структуры, которые задают подпространства взаимодействий, а также решают задачу распределения среди членов сообщества итогового результата их коллективного использования макротехнологии;
4)коллективные модели среды, которые являются инструментом коллективного поиска локально-оптимальных решений для групп членов сообщества, "видящих" друг друга в информационной среде;
5)члены онлайнового сообщества, каждый из которых решает локальную задачу оптимизации своего участия в использовании макротехнологии, при заданных индивидуальных коэффициентах отдачи для каждого из рабочих мест макротехнологии; при заданном подмножестве потенциальных партнеров для выбора вариантов изменения их рассадки по рабочим местам; при заданной функции распределения итогового результата применения макротехнологии среди всех членов сообщества.

Построенная модель относится к классу комплексных систем, состояние которых является результирующей от функционирования множества независимых объектов системы, обладающих собственным поведением. Исследование свойств такой модели возможно при помощи численных экспериментов. Компьютерная версия модели реализована средствами программного комплекса "Технологии Активных Объектов" (ТАО) [I.12.]. Числовые эксперименты с моделью подтвердили наличие у нее базового признака социальных систем: тенденции к равновесию (достижение глобального оптимума в распределении агентов по рабочим местам макротехнологии) при реализации членами сообщества своего индивидуального максимизирующего поведения.

6. Приложение концепции информационных взаимодействий к анализу функционирования реальных онлайновых сообществ позволило сформулировать минимальную конфигурацию среды (инфраструктуры) "жизнедеятельности" информационных роботов, которые выполняют роль сетевых агентов (онлайновых представителей) членов онлайнового сообщества [I.14.]. Для нормального выполнения множеством информационных роботов своих функций, искусственная среда их жизнедеятельности должна содержать онлайновые сервисы и интерфейсы, которые: а)позволяют членам сообщества осуществлять настройку своих персональных информационных роботов на свой профиль интересов и задавать роботу рабочие инструкции; б)обеспечивают визуализацию "технологических" связей и зависимостей между членами сообщества; в)создают условия для формирования "коллективной модели среды", посредством которой члены сообщества, управляя своими информационными роботами, находят оптимальные варианты изменения технологических связей; г)определяют правила и дают техническую возможность для изменения всех предыдущих компонент среды жизнедеятельности.

7. На защиту также выносится положение о том, что источником данных для построения статистических индикаторов функционирования онлайновых сообществ является сетевой трафик, фиксирующий характеристики онлайновой активности членов сообщества. В связи с этим разработаны подходы и программное обеспечение для статистического мониторинга функционирования онлайнового сообщества [I.9.]. На примере сетевого трафика русскоязычной сети коммерческих телеконференций построено более 10 групп различных статистических индикаторов, характеризующих особенности деловой активности онлайнового сообщества русскоязычных предпринимателей.

8. Заключительное положение работы объединяет в себе все выше описанные и предстает в виде методики практического конструирования онлайновых сообществ. В особо сложных случаях, в которых требуется осуществить организационный дизайн онлайнового сообщества с заданными свойствами (например, разработка сетевой формы действующей фирмы или организации), работа может начинаться с построения теоретической модели сообщества. Компьютерная модель онлайнового сообщества, построенная на базе разработанного нами подхода, позволяет исследовать применимость в искомом случае различных организационных схем и выбрать наиболее подходящие решения. На первом этапе практического воплощения выбранной схемы организационного дизайна создается общее информационное пространство, интегрирующее информационные потоки для заданной группы пользователей в единую базу данных. На втором этапе создаются интерактивные средства, которые позволяют пользователям анализировать информационные потоки и осуществлять разнообразные информационные взаимодействия с членами сообщества; координировать и согласовывать свою совместную деятельность; а также осуществлять мониторинг за функционированием сообщества в целом на основе статистических индикаторов, построенных на данных сетевого трафика. Примером практического применения данной методики может служить сайт "Российская виртуальная лаборатория для экономистов и социологов" (http://www.ieie.nsc.ru/). В соответствии с первым этапом реализации методики создано общее информационное пространство исследователей по экономике и социологии. Для этого применялся набор Интернет-технологий, который включает онлайновые средства объединения информационных ресурсов и связанных с ними информационных потоков в единую базу данных (база данных RePEc и пользовательские интерфейсы RuPEc, [I.13.]). Реализацией второго этапа методики стало добавление онлайновых сервисов для ведения дискуссий, обсуждений, а также средств "виртуального офиса" для коллективной работы географически распределенных групп исследователей. Текущая стадия развития данного набора онлайновых средств связана с осуществлением проекта "Соционет" [I.15.].

Перечень основных результатов (по главам работы)

Первая глава: Сделано описание феномена экономики в новом информационном пространстве и приведены характеристики общего социально-экономического контекста, в котором она в настоящее время формируется. Рассмотрены известные факты и новые понятия как "сетевая экономика", "сетевые формы организации", "телеработа", "электронная коммерция", "цифровая наличность", "телекооперация" и т.п., которые являются атрибутами онлайновых сообществ и обеспечивают их функционирование [I.5.].

Вторая глава: Сформулированы характерные, как для Информационного Общества, так и для сетевой экономики, новые общественные отношения людей, основанные на прямом равноправном обмене информацией [I.6.]. Данные отношения являются одним из главных отличительных признаков онлайнового сообщества. Представлены результаты анализа форм включения информационного обмена в функционирование базовых экономических процессов и структур, а также влияния изменений основных параметров информационной среды и обмена информацией на некоторые аспекты функционирования экономики. Существенной новизной данного анализа является отказ от использования понятия информации исключительно как "ресурса" и перенос фокуса на ее "динамические" аспекты. Основное внимание уделяется рассмотрению информации как процесса (обмен информацией между агентами), который протекает в определенной среде, накладывающей ряд ограничений. В данных условиях "информационные взаимодействия" становятся одним из ключевых объектов исследования особенностей и характеристик функционирования сетевой экономики.

Пересмотрена общая схема механизма работы институциональных управляющих структур в экономике. Возможности прямого интенсивного обмена информацией (информационные взаимодействия) позволяют людям создавать и регулировать свою совместную деятельность на принципах отличных от рыночного и/или корпоративного механизмов управления. В связи с этим исследователи говорят о все более широком распространении т.н. "третьей" формы управления - сетевой формы организации и ведения совместной деятельности. Рассмотрены особенности сетевой формы управления в сравнении с рыночной и иерархической формами, а также взаимосвязи между всеми этими формами.

Третья глава: Даны основные положения концепции базовых информационных взаимодействий участников онлайновых сообществ (на примере сетевой экономики). Рассмотрена общая схема экономического поведения отдельного агента, осуществляющего прямые информационные взаимодействия с другими агентами системы. Разработана концепция моделирования экономической системы как множества децентрализованных агентов, ведущих между собой информационные взаимодействия по поводу установления и использования производственных и распределительных связей друг с другом [I.7.].

Функционирование экономической системы как онлайнового сообщества имеет следующий вид:

Непрерывно обмениваясь между собой информацией, агенты участвуют в коллективном формировании некого информационного образа (модели) их возможной совместной деятельности. Данная информационная модель используется агентами для проигрывания различных вариантов своей деятельности. При этом происходит уточнение и согласование их взглядов на содержание их совместной деятельности, а также определяется место каждого агента в системе разделения труда между ними. На определенном этапе согласований и уточнений текущее состояние информационного образа совместной деятельности начинает считаться агентами приемлемым для практической реализации. После чего, они могут произвести между собой соответствующую переконфигурацию связей, а также скорректировать вид своей деятельности. В процессе переконфигурации меняются производственные связи, по которым распространяются промежуточные результаты производственной деятельности агентов (в соответствии с технологическими цепочками). Также, могут меняться распределительные связи, по которым конечные результаты труда от коллективной деятельности агентов возвращаются к ним в виде ресурсов для поддержания их жизнедеятельности.

Сформулированы особенности онлайновых сообществ по сравнению с рыночными и иерархическими разновидностями. При функционировании онлайнового сообщества агенты взаимодействуют на основе прямого обмена информацией по типу «все со всеми». Отличие рыночных взаимодействий в том, что они опосредованы товарным обменом. Иерархические же взаимодействия построены на преимущественно одностороннем обмене информацией между руководителем и подчиненным.

Сформулированы идеи и подходы к обобщению рассмотренных информационных аспектов функционирования экономической системы (основанной на информационных взаимодействиях между ее участниками) в единую концепцию экономической системы, объединяющей описание разнокачественных механизмов управления. Показана возможность объяснения рыночных, иерархических и других форм взаимодействия между агентами как частных случаев единой модели информационных взаимодействий.

Четвертая глава: Описан пример использования трафика сети Интернет как источника статистических данных для построения индикаторов, характеризующих функционирование онлайнового сообщества. Описаны методы получения из сетевого трафика исходной статистики (на примере онлайнового сообщества пользователей русскоязычных коммерческих телеконференций), приведены таблицы значений и графики большого числа разнообразных показателей, характеризующих различные параметры активности предпринимателей на одном из сегментов российского рынка, имевшие место в 1995-1999 гг. [I.9.].

Набор построенных индикаторов включает:

1. Общие характеристики информационной активности предпринимателей, которые позволяют измерять изменение количественных параметров онлайнового сообщества (общий уровень активности его членов, изменение количества членов во времени и т.п.).

2. Товарные и региональные характеристики информационной активности предпринимателей. Этот набор индикаторов состоит из показателей товарной и региональной структуры информационной активности (потока сообщений), а также аналогичных структур активности отдельных групп предпринимателей (например, выделенных по региональному или другим признакам).

3. Временные характеристики информационной активности предпринимателей. Данный набор включает показатели соотношения между активностью группы предпринимателей вновь приходящих на рынок по сравнению с активностью группы остальных (группа "старых"). Кроме этого используемый информационный источник и методика обработки данных позволила сконструировать индикаторы для анализа принципиально новых сторон поведения членов онлайновых сообществ, которые практически не возможно исследовать на основе традиционной статистики.

Типичными для деловой активности предпринимателей в онлайновой среде коммерческих телеконференций являются следующие фазы: первая фаза - активность направлена на поиск партнеров для реализации имеющегося плана сделки и ориентированна на всех участников онлайнового сообщества. В случае если такие партнеры найдены, то начинает реализовываться вторая фаза: активность предпринимателей в онлайновом сообществе уменьшается, т.к. она локализуется прямо на потенциальных партнерах и уже в большей степени направлена на использование установленных деловых связей. Вторая фаза продолжается до того момента, когда установленные связи перестают устраивать кого-нибудь из партнеров. После этого предприниматель возвращается на первую фазу своей активности, и все повторяется с начала.

При этих предпосылках временные изменения пропорции между "новыми" и "старыми" можно рассматривать как количественный индикатор изменения баланса в экономике между процессами ведущими к распаду старых связей и процессами перевода предпринимателей в связанное состояние (процессами "кристаллизации" экономики). Начиная с 1998 г. отмечено снижение доли новых предпринимателей в общей информационной активности, что может свидетельствовать об изменении баланса в пользу более интенсивного распада существующих связей. Это можно интерпретировать как свидетельство того, что в последние годы происходило своеобразное "разогревание" экономической среды, т.к. все большое количество предпринимателей переходит из связанного состояния в свободное.

Регулярный мониторинг за информационной активностью предпринимателей позволяет строить количественные характеристики продолжительности их «жизни» и другие аналогичные показатели. Такой показатель (применительно к различным группам предпринимателей, а также для различных моментов времени появления "новых" на рынке) интерпретируется нами как степень благоприятности существующих в экономике условий для предпринимателей начинающих свой бизнес. Динамика этого показателя (продолжительности "жизни" группы предпринимателей на рынке) для групп, появившихся в разные промежутки времени, может указывать на изменение стартовых условий для начала бизнеса. Эмпирический анализ динамики этого показателя свидетельствует, что с 1996 г. происходит ухудшение условий для начала бизнеса на российском рынке.

Для отдельной группы предпринимателей (или одного предпринимателя) проведен анализ характера изменения активности группы в течение "жизни" (с момента появления на рынке до момента ухода с рынка). Сконструированы показатели средней скорости и особенностей затухания информационной активности групп предпринимателей. Анализ динамики спада активности предпринимателей на основе этих показателей показал, что почти 70% членов сообщества навсегда прекращают активность в первую неделю после своего появления на рынке. Оставшиеся к началу второй недели “жизни” около 30% от начального состава группы через одиннадцать недель своей “жизни” уменьшаются почти до 10% и этот уровень активности уже является достаточно устойчивым до конца периода анализа. Динамика активности, измеренная по количеству посылаемых группой сообщений, выглядит похожим образом: за первую неделю предприниматели в среднем посылают порядка 60% сообщений, от количество сообщений, посланных ими в неделю "рождения" (неделя «рождения» имеет нулевой номер). Затем их активность выходит в среднем на 20% от первоначальной и достаточно долгое время сохраняется на таком уровне.

Отмечено, что динамика активности отдельной группы предпринимателей имеет устойчивый волнообразный характер. Пики информационной активности приходятся на период поиска партнеров и установления деловых связей, спады - на периоды реализации установленных связей. Период времени до первого минимума активности (в среднем он составляет 5 недель) характеризует среднее время, которое требуется для приведения данной группы членов онлайнового сообщества в связанное состояние. Примерный период волн активности составляет 3-4 недели. За это время предприниматели исчерпывают ранее установленные связи и опять возвращаются к активности направленной на все сообщество, что соответствует восходящим пикам волн активности.

В работе анализируется показатель периода полуволны активности как средний временной интервал, который начинается с момента появления предпринимателей на рынке и заканчивается в точке первого локального минимума спада рыночной активности предпринимателей (тот период в среднем равен 5 неделям). Динамика изменения этого показателя для разновременных групп предпринимателей дает представление об изменениях эффективности функции рынка по сведению агентов друг с другом на исследуемом интервале времени. Расчеты показали, что изменение среднего временного интервала, необходимого для выхода предпринимателей на прямые связи, так же имеет волнообразный характер, но с существенно большим периодом. Более высокие значения этого показателя, как правило, приходятся на период летних отпусков, что имеет логическое объяснение в виде некоторого сезонного ухудшения условий для поиска партнеров. Долгосрочных тенденций, говорящих о существенных изменениях в российском рыночном механизме, на рассмотренном 4-х летнем периоде не выявлено.

Пятая глава: Сформулирована математическая модель социально-экономического онлайнового сообщества. Данная модель относится к классу комплексных социальных систем. Для ее формализации использована техника активных объектов (агентное моделирование) [I.12.]. В моделе выделены пять видов активных агентов:

1)макротехнология, которая задает коэффициенты локальной оптимизационной задачи члена сообщества (в системе существуют один объект данного вида);

2)информационная среда, которая определяет каждому члену сообщества его границы "видимости" потенциальных партнеров для совместного поиска более оптимальных решений (один объект данного вида);

3)институциональные структуры, которые задают подпространства взаимодействий, а также решают задачу распределения среди членов сообщества итогового результата их коллективного использования макротехнологии (один или более объектов);

4)коллективные модели среды, которые являются инструментом коллективного поиска локально-оптимальных решений для групп членов сообщества, "видящих" друг друга в информационной среде (большое количество объектов);

5)сайзеры - члены онлайнового сообщества, каждый из которых решает локальную задачу оптимизации своего участия в использовании макротехнологии, при заданных коэффициентах отдачи сайзеров для множества ее рабочих мест; при заданном подмножестве потенциальных партнеров для выбора вариантов изменения рассадки сайзеров по рабочим местам; при заданной функции распределения итогового результата применения макротехнологии (много объектов данного вида).

Компьютерная версия модели сделана в среде пакета ТАО (Технология Активных Объектов). Проведено компьютерное исследование свойств модели для случая 6 сайзеров и 9 рабочих мест макротехнологии.

Сценарий компьютерного эксперимента:

Сайзеры строят лучшие с точки зрения их локальных областей выбора варианты изменения их распределения по рабочим местам и передают результат в коллективную модель. Отдельный сайзер строит свой вариант для коллективной модели следующим образом: он начинает распределение по рабочим местам с первой работы. Из всех видимых сайзеров он выбирает того, чей коэффициент отдачи для этой работы максимальный. Его он и ставит на первое рабочее место. На каждую следующую работу ставится сайзер из списка видимых в области выбора, который еще не распределен на предыдущие рабочие места, и имеет максимальный коэффициент отдачи. Таким образом, если вакантных рабочих мест больше, чем количество видимых сайзеров, то последние рабочие места остаются не занятыми.

По начальным условиям на первом шаге сайзеры видят только четырех своих непосредственных соседей (плюс себя самого, итого в начальной области выбора 5 сайзеров). По мере того, как отдельные сайзеры находят свое оптимальное место в макротехнологии, их состояние стабилизируется и информационная среда делает их видимыми в областях выбора своих более удаленных соседей. Если сайзер после некоторого периода стабильности вновь меняет свое рабочее место, то он пропадает из областей выбора удаленных сайзеров. Расширение областей выбора, которое наблюдалось в ходе эксперимента, означает постепенную стабилизацию состояния всех сайзеров в модели. Это же позволяет им ускорить нахождение своего глобально оптимального распределения по рабочим местам.

Начиная с 7-го временного такта работы модели сайзеры "нашли" распределение по рабочим местам, которое имеет максимально возможное суммарное значение отдачи (5.38 единиц) среди всех возможных вариантов. Начиная с шага 8, распределение по рабочим местам уже оставалось стабильным. Данные об изменении индивидуальных коэффициентов отдачи сайзеров в результате изменения их распределения по рабочим местам свидетельствуют, что отдельные сайзеры ухудшали свои личные коэффициенты отдачи ради максимизации суммарной отдачи от использования макротехнологии всем сообществом сайзеров.

Итоговым результатом работы модели является показатель суммарной отдачи от макротехнологии на каждом шаге счета модели. Строго растущее изменение этого показателя свидетельствует о существовании в моделируемой системе оптимизирующего поведения. В модели действует механизм выхода на равновесное состояние (в приведенном примере равновесное состояние достигается на 8-м шаге счета).

Шестая глава: Представлена методика создания онлайновых сообществ. На первом этапе применения данной методики, использующей ранее введенные представления о структуре онлайновых сообществ, сформированы обобщенные образы их двух видов: 1)сетевой экономики, как среды, в которой действуют онлайновые представители экономических агентов (информационные роботы); и 2)сообщества исследователей по экономике и социологии. В качестве реализации второго этапа методики описаны методы построения онлайнового сообщества исследователей по экономике и социологии, которые были использованы при создании сайта "Российская Виртуальная Лаборатория для Экономистов и Социологов" ( www.ieie.nsc.ru ). Разработана концепция инфраструктуры онлайнового сообщества данного вида, сформулированы требования к информационному роботу исследователя [I.14.].

Определена минимальная конфигурация среды «жизнедеятельности» информационных роботов как онлайновых представителей членов сообщества, включающей:

а) Онлайновый образ макротехнологии, которая определяет интерес предпринимателей друг к другу в системе общественного разделения труда и заставляет их организовывать взаимодействий между собой. Программно-техническая подсистема поддержки "технологических" или "рабочих" связей между участниками онлайнового сообщества служит для определения, с одной стороны, текущего положения каждого отдельного участника в топологии сети общественного разделения труда, а с другой - позволяет участникам оценить желаемое (более лучшее) положение в этой системе связей, достижение которого и является целью их максимизирующей деятельности.

б) "Технологическая" деятельность не может не регулироваться системой общепринятых для данного сообщества правил поведения. Необходимо существование подсистемы "правил поведения" (или "институциональной структуры"), которая определяет рамки сообщества, общие параметры их самостоятельной активности и взаимодействия друг с другом. Таких подсистем в реальном сообществе участников экономики может быть несколько. Отдельный самостоятельный предприниматель может принадлежать нескольким таким подсистемам одновременно. С их помощью создаются "группы по интересам", которые могут иметь разный устав приема новых членов, разные правила регламентации их взаимодействий между собой, разные ценностные и целевые установки членов. Участие в такой "группе по интересам" требует от их членов выполнения принятых в ней норм и правил.

в) Для того, чтобы работали предыдущие факторы, необходим механизм приведения участников сообщества во взаимодействие. Эту функцию выполняет подсистема "коллективная модель среды", которая создается отображением информации о возможностях и намерениях каждого участника данной группы по интересам в общее информационное пространство группы. Коллективная модель среды позволяет организовать информационный обмен по принципу "все со всеми", аккумулировать предложения участников по изменению их текущей "технологической" активности, имитировать на информационном уровне различные возможные варианты изменения технологических связей между ними в целях выбора наиболее привлекательного для сообщества в текущих условий.

г) Сами информационные роботы, являющиеся непосредственными сетевыми представителями членов сообщества, действуют в рамках правил поведения сообщества, взаимодействуют друг с другом через коллективную модель среды в целях максимизации отдачи от их "технологической" деятельности.
Все подсистемы взаимодействуют между собой в режиме онлайн в реальном времени. Каждый из видов подсистем может быть представлен в системе жизнедеятельности как небольшим количеством единиц (например, от одного до нескольких экземпляров технологических и институциональных подсистем), так и очень большим (например, роботы и их коллективные модели могут исчисляться десятками тысяч и более единиц).

Апробация работы

Участие в конференциях и семинарах:

1. Распределенная конференция "Технологии информационного общества 98 - Россия", 30 ноября - 2 декабря 1998 г., Москва - Санкт-Петербург - Новгород - Ярославль, в рамках Международного конгресса и выставки "Information Society Technologies 98" < http://www.iis.ru/events/19981130/index.html >. Название доклада - Экономика 21-го века на базе Интернет-технологий < http://www.iis.ru/events/19981130/parinov.ru.html >.

2. Семинар проекта ASIS в г. Новосибирске 8-9 апреля 1999г. < http://www.ieie.nsc.ru/~forsis/actions/N_workshop.html >. Название докладов:
а)К построению «Модели Сибири» < http://www.ieie.nsc.ru/~forsis/publ/asisws/parin-sib.html >;
б)Экономика в новом информационном пространстве сети Интернет < http://www.ieie.nsc.ru/~forsis/publ/asisws/parin-net.html >.

3. Международное рабочее совещание по электронным публикациям El-Pub-99, c 21 по 23 апреля 1999 года, < http://www-sbras.nsc.ru/win/mathpub/ws-ep99.html >. Название доклада - RePEc и RuPEc: WEB-портал публикаций по экономике (в соавторстве - Кричел Т., Ляпунов В.М.) < http://www-sbras.nsc.ru/win/mathpub/el-pub99/abstract.dhtml?36 >.

4. Российско-британский семинар "Электронные библиотеки" Москва, 16-17 июня 1999 < http://www.iis.ru/rbdlw99/ >. Название доклада - Онлайновые информационные ресурсы для исследователей по экономике: база данных RePEc и веб-портал RuPEc (в соавторстве - Томас Кричел, Университет Суррея, В.М.Ляпунов, ИЭОПП СО РАН) < http://www.iis.ru/rbdlw99/krichel.ru.html >.

5. Региональный семинар Международного Клуба Директоров, Новосибирск, 14 сентября 1999 г. Название доклада - Интернет для предприятий: «будь готов или умри».

6. "Электронные библиотеки: перспективные методы и технологии, электронные коллекции", Санкт-Петербург, 18-22 октября 1999 г. < http://www.dl99.nw.ru/ >. Название доклада - Активный информационный робот как сетевой агент исследователя (на примере сети онлайновых ресурсов по экономике RePEc/RuPEc) (в соавторстве - Томас Кричел, Университет Суррея, Д.Я. Левин, РосНИИИ).

7. Распределенная конференция "Технологии информационного общества 99 - Россия", 22-24 ноября 1999 г., Москва - Санкт-Петербург - Новгород - Ярославль, в рамках Международного конгресса и выставки "Information Society Technologies 99". Название доклада - Онлайновые сообщества и сетевая экономика < http://www.iis.ru/ist99/ >.

8. Всероссийская  научно-методическая конференция «Интернет и современное общество», Санкт-Петербургский государственный университет, с 29 ноября по 3 декабря 1999 года, Санкт-Петербург. Название доклада - Интернет для предприятий < http://ims99.nw.ru/ >.

Выступления на семинарах: ИЭОПП СОРАН (февраль 1999, семинар отдела институциональных изменений; октябрь 1999, научный совет отдела темпов и пропорций); семинар кафедры общей социологии ЭФ НГУ (октябрь 1999); ЦЭМИ РАН (март 1999); ИЭПП РАН (март 1999); в Современном Гуманитарном Университете, Москва (март 1999); в Высшей Школе Экономики, Москва (ноябрь 1999) и др.

Список основных трудов автора (только по теме диссертации):

1. Рынок-великан. ЭКО, 6, 1993, с. 28-32.

2. Анализ изменения цен во второй половине 1993 г. ЭКО, 4, 1994, с. 142-154 (в соавторстве - Алексеев А.В., Кузнецова Н.Н.)

3. Динамика деловой активность в России в первом полугодии 1994 г. ЭКО, 8, 1994, с. 59-64.

4. Конъюнктурные обзоры «Релком-Бар», Еженедельник «Русская Азия», 25 обзоров за 1993-1994 гг. (в соавторстве - Алексеев А.В., Киселев А.В., Кузнецова Н.Н., Черноусова Н.А., Шубина Г.А.)

5. Анализ деловой активности в регионах России в 1994 г. Вопросы экономики 3, 1995, с. 144-152 (в соавторстве - Алексеев А.В., Киселев А.В.)

6. Экономический рейтинг Сибири в сравнении с другими регионами России ЭКО, 10, 1995, с. 42-47 (в соавторстве - Алексеев А.В., Киселев А.В.)

7. Информационная активность на общественном рынке ЭКО, 6, 1996 (в соавторстве - Киселев А.В.)

8. Виртуальная экономика Сибири ЭКО, 9, 1996, с. 65-78.

9. Микроэкономическая модель взаимодействия агентов рынка, Вестник РГНФ 3, 1996, с. 77-87 (в соавторстве - Латкин Е.И.)

10. Все люди планеты - ваши партнеры, ЭКО, 1, 1998, с. 173-175.

11. Истоки Интернет-цивилизации, INTERNET, №15 апрель 1999, с. 74-76.

12. К построению "Модели Сибири", в сб. "Построение устойчивого Информационного Общества", материалы семинара проекта ASIS Европейской Комиссии, 1999, с. 35-42.

13. Экономика в новом информационном пространстве сети Интернет, в сб. "Построение устойчивого Информационного Общества", материалы семинара проекта ASIS Европейской Комиссии, 1999, с. 43-56.

14. Экономика 21-го века на базе Интернет-технологий, Вопросы Экономики, 2000 (в печати, в соавторстве - Т.И. Яковлева).

15. Сетевая экономика в виртуальном пространстве. В сб. "Вестника РФФИ" - "Наука и информационное общество", номер 3, 1999, с. 41-46.

16. Экономика XXI века на базе Интернет-технологий. Информационное общество, номер 2, 1999, с. 33-43.

17. Активный информационный робот как сетевой агент исследователя (на примере сети онлайновых ресурсов по экономике RePEc/RuPEc), Электронные библиотеки: перспективные методы и технологии, электронные коллекции, Труды Первой Всероссийской научной конференции, Санкт-Петербург, 1999, с. 104-111 (в соавторстве - Т. Кричел, Д. Левин).

18. Интернет для предприятий: "будь готов или умри", ЭКО, №12, 1999, с. 36-49.

19. Экономика в новом информационном пространстве. Новосибирск, ИЭОПП СО РАН, 2000, 10 п.л. (в печати).

Электронные публикации автора в сети Интернет:

I.1. Обзор основных Интернет-технологий http://www.ieie.nsc.ru/parinov/in-tech.htm
I.2. Масштабы и размеры экономики на Интернете (статистический обзор) http://www.ieie.nsc.ru/parinov/in-scal.htm
I.3. Обзор социально-экономических приложений Интернет-технологий http://www.ieie.nsc.ru/parinov/in-pril.htm
I.4. Экономическая новизна Интернета (эссе) http://www.ieie.nsc.ru/parinov/in-new.htm
I.5. Экономика 21-го века на базе Интернет-технологий http://www.ieie.nsc.ru/parinov/economy21.htm (совместно с Т. Яковлевой)
I.6. Третья форма управления для сетевой экономики http://www.ieie.nsc.ru/parinov/net-form.htm
I.7. Информационные взаимодействия в экономическом пространстве http://www.ieie.nsc.ru/parinov/net-model.htm
I.8. Истоки Интернет-цивилизации http://www.ieie.nsc.ru/parinov/net-istoki.htm
I.9. Трафик сети Интернет как источник экономических данных http://www.ieie.nsc.ru/parinov/net-data/intro.htm
I.10. К построению теоретической модели сетевой экономики http://www.ieie.nsc.ru/parinov/theory/
I.11. Интернет для предприятий: "будь готов или умри" http://www.ieie.nsc.ru/parinov/eco99.htm
I.12. Теоретическая модель онлайнового сообщества http://www.ieie.nsc.ru/parinov/tao-model/
I.13. Онлайновые информационные ресурсы для исследователей по экономике: база данных RePEc и веб-портал RuPEc (совместно с Т. Кричелом и В. Ляпуновым) http://www.ieie.nsc.ru/~parinov/papers/repec-rupec.htm
I.14. Активный информационный робот как сетевой агент исследователя (на примере сети онлайновых ресурсов по экономике RePEc/RuPEc), совместно с Т. Кричелом и Д. Левиным http://www.ieie.nsc.ru/~parinov/papers/repec-robots.htm
I.15. Сайт проекта Соционет (совместно с Т. Богомоловой) http://socionet.ieie.nsc.ru/

 Адрес электронной почты автора - parinov@ieie.nsc.ru