БИЗНЕСМЕНЫ И СЕКС

Ю. А. Казанцев


С тех пор как перед россиянами открылась реальная возможность разбогатеть, они четко разделились на тех, кто более или менее удачно стремится это сделать, и тех, кто наблюдает за процессом со стороны. Из слияния точных замечаний с банальной завистью появился анекдотический образ «нового русского». Однако у этого процесса есть наблюдатели-специалисты, не понаслышке знакомые с тем, как появление больших денег влияет на личность. Об одной из важнейших сторон этой проблемы рассказывает психотерапевт Ю. А. Казанцев (Ростов-на-Дону).


– Юрий Алексеевич, влияют ли успехи в бизнесе на сексуальную жизнь? Существуют ли у бизнесменов специфические сексуальные проблемы?


– Ну, появление доселе невиданных проблем – это было бы слишком! Но проблемы есть. Их у мужчин всего-то несколько, я постепенно перечислю. А вот причин, по которым они возникают, очень много. Нередко сексуальные проблемы появляются именно в связи с изменением экономического статуса. Точнее сказать, даже не появляются, а резко проявляются. Помните поговорку: «Деньги есть – Иван Петрович, денег нет – паршива сволочь»? Это наше, российское. Когда человек с такими взглядами становится богат, у него возможен такой психологический дисбаланс, что самая хрупкая сфера – сексуальная – нарушается.


– Вы хотите сказать, что когда денег становится больше, потенция снижается?


– Не стоит так упрощать. Речь идет о сложных внутренних механизмах, очень специфических и индивидуальных. Что касается потенции, то возможно несколько вариантов ее нарушения, например, довольно часто встречается формирование «избирательной потенции».


– Это то же самое, что «избирательная импотенция»?


– Как это называть – вопрос принципиальный. Вы ведь знаете, что даже в травматологии отношение пациента к болезни влияет на успех лечения? А в психотерапии иногда достаточно изменить это отношение – и человек полностью здоров. Так вот, когда у моего пациента все получается с постоянной партнершей, а при контакте с другими женщинами возбуждение нормально возникает, но в самый ответственный момент эрекция пропадает, я не считаю возможным говорить об импотенции. Это избирательная потенция.


Здесь мы имеем дело с одним из наиболее распространенных неврозов, затрагивающим самые разные стороны личности. В основе такой патологии лежит проблема самооценки. Когда мужчина, с одной стороны, создает в голове образ героя-любовника-сексуального гиганта, а с другой – не уверен, что сможет этому образу соответствовать, то возникает страх позора, который его просто парализует. При этом не только сексуальная, но и социальная, и деловая, и все прочие сферы жизни этого человека могут быть задеты, только это не так заметно. Как правило, такие люди более или менее комфортно чувствуют себя в привычных условиях, а в новой ситуации испытывают тот же самый страх оказаться не такими «крутыми», какими видят себя в фантазии. Сами понимаете, как эта штука мешает бизнесмену, вынужденному постоянно адаптироваться к новым условиям. Но люди привыкли не обращать на такие вещи внимания, им даже в голову не приходит, что жизнь могла бы быть более приятной и успешной. Другое дело – секс. С проблемами в этой сфере мириться трудно.


– И как такому человеку помочь?


– По-разному, в зависимости от того, как болезнь формировалась, как проявляется, как больной сам видит ситуацию. Могу только сказать, что эта проблема не из числа суперсложных, ее практически всегда можно быстро решить.


– Не совсем понятно, как у успешного бизнесмена вдруг появляется «избирательность», если он, по идее, наоборот, должен поверить в себя с новой силой.


– Очень просто: если мужчина привык связывать мужскую привлекательность с толщиной кошелька, то в какой-то момент, когда денег становится достаточно, он начинает достраивать к кошельку другие внешние признаки – и происходит то, что принято называть кризисом идентичности. У людей с нормальной самооценкой все это протекает спокойно, а вот если она занижена, то здесь и расцветает целый букет проблем. Например – ни с одной женщиной, которая соответствует новому образу мужчины, ничего не получается в постели. Более того, даже если она не соответствует (извините за цинизм, в этих случаях качества человека рассматриваются как качества товара), но мужчина предъявляет ей себя в новом образе, то и с ней ничего не получается.


– А может, это даже к лучшему, ведь не секрет, что мужчины, увеличив свой доход, часто имеют беспорядочные связи, разрушают собственные семьи…


– Видите ли, я не священник, а врач; морализировать – не моя профессия. Я считаю, что любая норма лучше любой патологии, а уж как человек этой нормой распорядится – это вопрос его воспитания, ценностных установок и темперамента.


– Ясно. Но ведь это не единственная проблема?


– Нет, есть и другие. Например, преждевременное семяизвержение.


– Что, тоже появляется одновременно с деньгами?


– К счастью, тоже не у всех, а лишь у тех, кто от процесса увеличения капитала получает слишком большое удовольствие. Видите ли, мудрая природа не сделала секс жизненно необходимым для нас, она отвела ему место главного удовольствия. Благодаря этому демографические процессы сами собой разумно регулируются. Так вот, если занятие бизнесом начинает приносить человеку большее удовлетворение, чем секс, то сексуальная сфера теряет свою значимость и деформируется.


– Почему она деформируется именно таким образом?


– Не только таким. Здесь все по принципу «где тонко, там и рвется». А почему это место такое «тонкое» – вопрос, заслуживающий ответа. Преждевременное семяизвержение – очень распространенная психогения. Она формируется на почве психотравм, связанных с мастурбацией. Поскольку еще недавно мастурбация считалась постыдной и вредной (такое отношение педагогов и родителей поддерживали даже некоторые популярные брошюры), то можно смело утверждать, что травмированы были практически все подростки. Это теперь мы знаем, что мастурбация безвредна и неизбежна, особенно в том возрасте, когда гормональный статус предельно высок, а социальный опыт, необходимый для контакта с партнером, недостаточен.


Юноши восьмидесятых (и всех предыдущих) годов испытывали в процессе мастурбации, как правило, кроме удовольствия, множество страхов и стыд, который, как известно, влияет на сексуальную сферу разрушительно. Этот стыд может не покидать и взрослого во время полового акта, что сокращает его продолжительность. А уж когда в жизни появляется удовольствие, не омраченное стыдом, секс не выдерживает конкуренции.


– Такое может случиться с кем угодно?


– Снова нет. У тех, с кем это случается, как правило, задолго до успехов в бизнесе бывают сформированы патологические установки. Секс для них является областью самоутверждения, что само по себе не позволяет ему занять место главного удовольствия. Кроме того, если смотреть шире, то можно утверждать, что о самодостаточности здесь речи не идет.


– Вы считаете, что в самоутверждении нуждаются только несамодостаточные личности?


– Безусловно, всем нам время от времени необходимо самоутверждение в разных областях, но простая потребность и потребность невротическая – не одно и то же. Основное свойство невротической потребности – ее ненасыщаемость. Понимаете? В этом случае самоутверждение не приносит удовлетворения и становится системой поведения.


– Наверное, такие люди – не лучшие в мире партнеры?


– Наверное. Впрочем, если факт сексуальной дисгармонии удается констатировать, то нужно просто пойти к врачу, ведь дело-то вполне поправимо.


– Не хотите ли Вы сказать, что сексуальная дисгармония не всегда очевидна самим, скажем так, «действующим
лицам»?


– Хочу. Я бы даже осмелился утверждать, что счастливых семей, которые, как заметил классик, «похожи друг на друга», гораздо меньше, чем можно предположить. К сожалению, люди часто склонны обманывать и партнера, и самих себя. Почему? Да потому, например, что неудовлетворительный секс может и не иметь своей главной целью удовлетворение. Он может попросту являться платой за социальное и материальное благополучие. Тогда все довольны, несмотря на то, что один из партнеров неудовлетворен.


– Но ведь мужчине важно чувствовать, что женщина удовлетворена…


– Обмануть мужчину гораздо легче, чем принято считать, потому что он «сам обманываться рад». И еще хочу обратить ваше внимание на то, что я неспроста говорил «партнер», а не «мужчина» и «женщина». Женщины часто выходят замуж (или заводят роман) по расчету, но и мужчины нередко женятся «на деньгах», «на связях» и ради карьеры.


– Так что же получается? Если семяизвержение стало преждевременным, то значит, и раньше гармонии не было?


– Увы. Но тут главное – не растеряться и пойти к врачу.


– Часто ли к Вам обращаются люди с подобными проблемами?


– Достаточно часто, но, видимо, гораздо реже, чем того требуют обстоятельства. Все-таки для наших граждан, в отличие от цивилизованных людей, обсуждение сексуальных проблем – отважный шаг, на который может толкнуть только полное отчаяние.


– На ваш взгляд, россияне нецивилизованны?


– В определенном аспекте – безусловно. Это неудивительно, если учесть, что речь идет о стране, в которой семьдесят лет подряд главной потребностью человека официально считался труд, а физиология была чем-то из области неприличного. Человек с цивилизованным сознанием точно знает, когда и к кому ему обращаться – к врачу, юристу или психологу, и делает это спокойно, не теряя собственного достоинства

.
– Какая сексуальная проблема, на Ваш взгляд, чаще всего встречается у удачливых бизнесменов?


– Представьте себе, половая холодность. То есть отсутствие чувств. Ведь эти люди ведут специфический образ жизни, когда досуга очень мало, и он к тому же регламентирован, поскольку методы его проведения диктует среда. Мужчины посещают сауны, где можно и о делах поговорить, и расслабиться – выпить пива, заказать себе массаж, вызвать девушек-профессионалок, чтобы все было качественно и гигиенично. В рамках такой жизни нет места ни любви, ни страсти. К тому же у людей, посвятивших себя деньгам, всегда есть подозрение, что именно деньги и привлекают противоположный пол, они не верят, что кто-то полюбит их самих. Одних такая жизнь устраивает, другие чувствуют вакуум, и жизнь начинает им казаться неполноценной.


– А у богатых женщин есть проблемы?


– Конечно. К той же невозможности найти партнера из-за недоверия и ориентации на материальное состояние мужчин присоединяется нарушение полоролевого стереотипа. У людей за главное достоинство мужчины почитается эффективность, а за главное достоинство женщины – привлекательность. Когда женщина становится эффективной, она часто начинает относиться к мужчинам пренебрежительно, а обратной стороной этого пренебрежения является неуверенность в себе как в женщине. Налицо внутренний конфликт.


– Что же, по всему выходит, что «богатые тоже плачут». И что с этим делать?


– Идти к психологу и менять отношение к деньгам. Они не должны становиться целью жизни. Деньги – средство. Средство достижения комфорта, средство обретения независимости, средство для улучшения жизни. А целью может быть только сам человек – его чувства, развитие, его благополучие и счастье. Чего и Вам искренне желаю.

Беседовала Елена КАЛУЖСКАЯ,
специально для журнала «ЭКО»

Следующая Содержание Следующая