ГЛАВА 4. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ 4.1. Управление информационными системами 4.2. Информационные потоки в системах управления | |
<< глава 3 | глава 5 >> |
Экономический факультет Новосибирского госуниверситета |
![]() |
И Н Т Е Р А К Т И В Н Ы Й У Ч Е Б Н О - М Е Т О Д И Ч Е С К И Й К О М П Л Е К С |
|
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОНОМИКЕ И БИЗНЕСЕ |
|
ГЛАВА 4. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ |
|
Заключение |
Развитие компьютерных информационных систем (КИС) в самые последние годы поставило управленческий учет на качественно новую техническую основу и тем самым придало мощный импульс процессам его реорганизации на российских предприятиях. Внедрение таких систем вполне можно отнести к разряду технической революции в области управленческого учета, и ее последствия выходят далеко за чисто технические рамки.
Главное, что внесли компьютерные системы в сферу управленческого учета, это принципиально возросшая оперативность и математическая точность обработки огромных массивов управленческой информации и связанные с этим новые возможности аналитики (включая многомерный анализ).
И если на Западе эволюция КИС от относительно простых к более сложным заняла достаточно длительный период времени, то российские компании, почувствовавшие необходимость автоматизации своего управленческого учета, сразу оказались перед трудным выбором - что предпочесть из большого разнообразия систем с разными функциональными характеристиками.
Правда, ознакомившись с ценами предлагаемых на рынке КИС, многие хозяйственные руководители поначалу решили попробовать разработать нечто подобное на базе собственных отделов АСУ, тем более что хороших программистов там всегда было немало. Однако очень скоро стало ясно, что, несмотря на все усилия, доморощенные разработки в лучшем случае покрывали лишь отдельные (хотя иногда и очень важные) области управленческого учета, но не могли выйти на уровень их интеграции в единую систему. Отделам АСУ было очень трудно конкурировать со специализированными софтверными фирмами (разработчиками информационных систем), которые многие годы вкладывали все свои материальные и интеллектуальные ресурсы в создание программных продуктов, и в настоящее время руководители этих отделов сами все больше приходят к выводу о необходимости закупки КИС на стороне.
Но сориентироваться на рынке КИС не так-то просто. В частности, сегодня на российском рынке представлены российские и западные системы двух больших классов - финансово-учетные и промышленные, которые, в свою очередь, делятся еще на подклассы.
Финансово-учетные системы разработаны для одной (бухгалтерия) или нескольких областей учета (финансы, логистика, маркетинг, персонал, иногда даже производство). Они являются довольно гибкими в применении и нередко вполне функционально достаточными для предприятий, не стремящихся идти дальше автоматизации финансово-учетных функций. В этом классе некоторые популярные отечественные системы (например, 1С, БЭСТ, Монолит, Галактика, Эталон) довольно активно конкурируют на нашем рынке с такими известными западными пакетами, как SunSystems, Scala, Platinum, Concorde XAL.
Промышленные системы изначально создавались для управления и планирования производственного процесса, а другие области учета (также весьма серьезно проработанные) как бы вырастали из этой сердцевинной функции и интегрировались с ней. Такие системы, гораздо более дорогие и сложные во внедрении, в своих самых современных версиях практически универсальны, но зачастую настроены на одну или несколько отраслей или типов производства. К сожалению, в этом классе российским софтверным компаниям пока не удалось разработать системы, сравнимые по надежности и функциональным характеристикам с западными. Поэтому иностранные пакеты заняли доминирующее положение на нашем рынке как в подклассе крупных интегрированных систем (SAP/R3, Oracle Applications, BAAN, BPCS), так и в подклассе средних интегрированных систем (SyteLine, MFG-Pro, JD Edwards).
К сожалению, не все российские предприятия, решившиеся на закупку информационной системы, вовремя осознали, что от принятия такого решения до правильного ее выбора и начала успешной эксплуатации - дистанция огромного размера. В результате немалая часть колоссальных финансовых средств, потраченных на приобретение соответствующего программного обеспечения, оказалась, по существу, замороженной, а число примеров успешного внедрения наиболее мощных и дорогостоящих КИС - на порядок ниже количества случаев их закупки на российском рынке.
Наиболее распространенными ошибками в данной области являются серьезная недооценка значимости и непродуманный подход к подготовке выбора и внедрения КИС. Нередко вся эта работа возлагается на технических специалистов по информационным технологиям из тех же отделов АСУ и в дальнейшем также на аналогичных специалистов из софтверных компаний, нанимаемых на проектной основе уже на стадии внедрения. Такой подход приводит к тому, что выбор системы осуществляется главным образом на базе ее чисто технических характеристик, а в процессе внедрения основное внимание также фокусируется на процедурно-технической стороне дела.
Между тем любая компьютерная информационная система, какой бы мощной и современной она ни была, является лишь инструментом, поддерживающим те бизнес-процессы и управленческие технологии, которые "работают" на данном предприятии. Поэтому отдавать выбор и внедрение КИС на откуп "информационщикам" без привлечения специалистов по управлению крайне рискованно.
Мировая практика показала, что наилучшие результаты достигаются тогда, когда подготовку и руководство проектом внедрения КИС осуществляет команда опытных консультантов по управлению, работающая в тесной координации с управленцами самого предприятия, а также со специалистами софтверной компании. Играя ведущую роль в рамках проекта, консультанты после тщательной бизнес-диагностики предприятия должны грамотно разработать требования к системе, сделать на этой базе обоснованные рекомендации по оптимальному выбору поставщика программного обеспечения и управлять процессом адаптации выбранного программного обеспечения к специфическим потребностям предприятия (не допуская обратной ситуации, когда поставщик программного обеспечения навязывает свои стандартные решения без оглядки на уникальные условия конкретного заказчика).
Специфика подобных проектов в России состоит еще и в том, что подготовка к внедрению и само внедрение КИС очень часто идет параллельно с коренной реорганизацией функции управленческого учета на предприятиях, как бы накладывается на внедрение новых управленческих методологий (например, учета затрат, бюджетирования и т.п.). Это придает особое значение стадии выбора системы и резко повышает роль консультантов по управлению в проведении данной работы. Действительно, требования к КИС в таких условиях определяются не столько существующими параметрами и особенностями бизнес-процессов на данном предприятии, сколько их будущими характеристиками.
После определения основных требований к приобретаемой информационной системе необходимо выбрать оптимальное для конкретного предприятия соотношение стоимость/функциональность. Учитывая разнообразие предлагаемых на рынке КИС как по функциональным характеристикам, так и по ценовым параметрам, привлечение независимых консультантов к анализу возможных вариантов и выработке соответствующих рекомендаций представляется и здесь весьма рациональным шагом.
Приступая к внедрению любой КИС, предприятия должны четко осознавать, что это серьезный инвестиционный проект, требующий максимальной концентрации не только финансовых, но и людских ресурсов. Для достижения успеха критически важно обеспечить, чтобы в процессе внедрения системы шло активное освоение новых управленческих и информационных технологий работниками всех уровней управления предприятия.