ГЛАВА 2. ИНТЕРНЕТ

2.1. Что такое интернет

2.2. История создания интернета

2.3. Браузеры

2.4. Типы сервисов интернета

2.5. Доменная адресация в интернете

2.6. Маршрутизация в сетях TCP/IP

2.7. Организация TCP/IP

2.8. Язык Java

2.9. Поисковые системы в интернете

2.10. Некоторые аспекты применения Web-технологий

<< глава 1 глава 3 >> 
 

Экономический факультет Новосибирского госуниверситета

ЭКОНОМ

И Н Т Е Р А К Т И В Н Ы Й   У Ч Е Б Н О - М Е Т О Д И Ч Е С К И Й   К О М П Л Е К С

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОНОМИКЕ И БИЗНЕСЕ

На главную страницу

ГЛАВА 2. ИНТЕРНЕТ

2.10. Некоторые аспекты применения Web-технологий

2.10.1. Проблемы интернета

У интернета есть, конечно же, свои трудности. Вот описание некоторых из них.

На известной юмористической картинке изображена собака, сидящая за компьютером, и говорящая другой: "В интернете никто не знает, что ты - собака". Действительно, сегодня нет адекватных средств идентификации удаленных пользователей. Это, например, приводит к возникновению проблем с доступом к информации, открытой публично, но к которой "детям до 16 вход воспрещен". Проблема так называемого киберпорно сегодня бурно обсуждается и пока далека от решения.

Другой ряд проблем - сложность реализации законов об экспорте и авторских правах. Весьма проблематично ограничить доступ через интернет к криптографическому программному обеспечению, запрещенному к вывозу из США и приравненному в этом плане к стратегическим вооружениям. Непонятно, что в интернете защищается авторским правом, а что нет. Распространение электронной книги гораздо сложнее контролировать, нежели печатной, а значит и труднее продавать.

Интернет рос как свободная и малоуправляемая сеть. Соответственно, с ее ростом все сильнее встает проблема управляемости. Сеть коммерциализуется, все меньше и меньше несет исследовательскую информацию, но больше и больше рекламную. Сеть постепенно становится индустрией, и в первую очередь развлекательной. А это значит появление огромного нового рынка и коммерциализацию сети, что требует введения жестких правил игры. Все это противоречит сегодняшней "коммунистической" идеологии и свободе интернета, а, значит, вызовет кардинальные изменения, которые вряд ли смогут пройти безболезненно.

Сегодня в интернете используется протокол IP, использующий для адреса компьютера 32 бита. Однако, учитывая все ускоряющийся рост сети, адресное пространство может просто закончиться, причем это событие прогнозируется в пределах ближайших десяти лет. Для решения этой проблемы разрабатывается протокол IP нового поколения - IPng, в котором для адреса будет использоваться 128 бит, что позволяет адресовать астрономическое количество объектов. Переход на новый протокол предполагается планомерно осуществить в оставшиеся до коллапса годы, но кто знает, сколь болезненным он окажется - ведь такие изменения требуют практически полной смены существующего программного обеспечения и активного сетевого оборудования.

Критическим вопросом для полноценного использования коммуникационных возможностей интернета является вопрос безопасности данных. С одной стороны, компьютеры, подключенные к глобальной сети, становятся гораздо более уязвимыми. Но эта проблема в достаточной степени решаема, если точка взаимодействия корпоративной и глобальной сетей контролируема. С другой стороны, данные при прохождении от отправителя адресату могут быть прочитаны и даже изменены. Защита от опасностей такого рода весьма сложна, а средства ее обеспечения изощрены. Стопроцентных методов защиты сегодня просто не существует, но, как правило, принцип "стоимость вскрытия защиты должна быть выше ценности защищаемых данных" удается удовлетворить гораздо чаще.

2.10.2. Web-технологии в экономике

Трудно найти сферу общественной жизни, на которую не повлияло бы возникновение и развитие WWW. До появления интернета компьютеры использовались в основном для обработки информации (главным образом, для вычислений); результаты расчетов переносились на внешние носители (чаще всего, на бумагу). Благодаря интернету и, прежде всего, основной его компоненте, - World Wide Web, компьютеры становятся средством связи.

Современные web-технологии представляют широчайшие возможности для публикации информации. WWW - одно из самых демократичных средств массовой информации: правом размещать в Web свою информацию в равной степени пользуются и правительственные организации, и крупные фирмы, и частные лица. Информация, опубликованная в WWW, не подвергается цензуре.

Web-технология применяется не только в интернете, но и для обеспечения информационной поддержки работы различных подразделений в рамках одной организации (intra-сети, intranet). Intranet существенно облегчают процесс создания, хранения и поиска документов, позволяют не только усовершенствовать делопроизводство, но и качественно изменить весь процесс управления предприятием.

Очевидно, что наибольшее влияние развитие web-технологий имеет на те сферы общественной деятельности, которые непосредственно связаны с управлением информационными потоками, с передачей и обработкой информации, с визуализацией данных, полученных в результате вычислений. Роль применения web-технологий в экономике и образовании трудно переоценить.

Возникший относительно недавно термин E-commerce на русский переводится как "электронная коммерция", хотя, пожалуй, лучше было бы сказать "электронная экономика" или "экономика с применением электронных технологий". Дело в том, что применение web-технологий в экономике не ограничивается только сферой непосредственно торговли, оно затрагивает все сферы экономики.

Web-технологии открывают принципиально новые возможности для организации рекламы, маркетинга и реализации самых разных товаров и услуг, для установления деловых партнерских отношений между фирмами.

Переход на электронную основу не является чисто "механическим" - он качественно изменяет все стадии производства и реализации товаров и услуг.

Применение web-технологий, в частности позволяет:

Электронная коммерция охватывает все 4 сектора экономики:

B2C
(BUSINESS to CONSUMER, БИЗНЕС - ПОТРЕБИТЕЛЮ)
B2B
(BUSINESS to BUSINESS, БИЗНЕС - БИЗНЕСУ)
Это сфера розничной и мелкооптовой торговли.
Изначально преобладала в электронной коммерции. В настоящее время рост числа электронных магазинов, предлагающих свои товары и услуги розничным потребителям, существенно сократился. Наметились тенденции к росту других секторов, в первую очередь, B2B.
Примеры:
http://www.amazon.com
www.ozon.ru
www.softline.ru
Возможно, это одно из наиболее перспективных направлений электронной коммерции. Сектор представлен торговыми системами, включающими в себя:

 * вертикальные порталы, имеющие ярко выраженную специализацию, (например, строительство и строительные материалы). Включают в себя систему оптовой торговли, интернет-аукцион, сайт новостей, онлайновые справочники, энциклопедии по товарам и услугам данной отрасли, систему поддержки потребителя.
Пример:
http://www.StroyShop.ru

 * горизонтальные порталы, объединяют электронные магазины различной специализации, предоставляют своим клиентам широкий спектр услуг по рекламе, маркетингу товаров, юридическую поддержку.
Пример:
http://www.torg.ru

C2C
(CONSUMER to CONSUMER, ПОТРЕБИТЕЛЬ - ПОТРЕБИТЕЛЮ)
C2B
(CONSUMER to BUSINESS, ПОТРЕБИТЕЛЬ - БИЗНЕСУ)
Относительно слабо развитый сектор электронной коммерции (как и экономики вообще). В основном, представлен он-лайновыми аукционами (в том числе обратными) для реализации бывших в употреблении товаров или предложения услуг. Наименее развитый сектор. В качестве примера можно привести web-сайты анекдотов, покупающие анекдоты у пользователей.


На пути развития электронной коммерции в России имеется множество препятствий, связанных с несовершенством финансово-кредитной системы, недостаточной законодательной базой, техническими проблемами. Однако то, что WWW - это - технология будущего, несомненно.

Назовем лишь некоторые основные тенденции развития электронной коммерции в России:

2.10.3. Web-технологии в образовании

Web-технологии открывают широчайшие перспективы для качественного скачка в сфере образования. В новом тысячелетии ожидается кардинальное изменение образования (на всех его ступенях - от дошкольного до высшего); на смену "push"-технологии обучения (т.е. всевозможным способам "проталкивания" знаний в головы обучаемых) придет "pull"-технология, т.е. "вытягивание" знаний, самообразование. Очевидно, это связано со стремительным ростом объема информации. Современному специалисту необходимо постоянно повышать уровень своей квалификации.

"Pull"-технология может быть основана только на специальных методиках обучения и доступных, интересных, занимательных формах подачи учебного материала. Роль компьютерных средств обучения здесь очень велика. Современные компьютерные технологии (в том числе и web-технологии) позволяют создавать различные мультимедийные (multi - много, media - среда, носитель информации) обучающие системы, что является основой для организации различных форм дистанционного образования.

Многими зарубежными и Российскими вузами накоплен интересный опыт применения web-технологий в учебном процессе. Это, в частности,



2.10.4. Интранет - информационное обслуживание на основе интернета

В последнее время все чаще стали говорить об Intranet. При этом обычно понимают использование информационных технологий Internet для создания информационных систем внутри организации. Ядром такой системы является технология World Wide Web, расширенная возможностями подключения через программы, реализующими специальный формат обмена данными между сервером World Wide Web и системами управления базами данных, а также мобильными кодами нового языка Java, которые должны реализовать концепцию распределенной информационной системы.

Исходя из этого, концепция администрирования сетей TCP/IP расширяется администрированием серверов World Wide Web и настройкой этих серверов для работы с разными клиентами, условной генерацией ответов в зависимости от типа клиента, адреса машины и кодировки (языка).

При использовании World Wide Web для нужд организации обычно рассматривается два направления работ, которые тесно связаны с анализом статистики посещения информационных ресурсов сервера организации и информационных источников сети. Для этих целей применяется программное обеспечение сбора и анализа статистики и специализированные серверы, которые помогают запоминать информацию об интересах пользователей при доступе в сеть. На основе полученной статистики происходит коррекция интерфейсных страниц пользователей и коррекция структуры навигационных страниц и их взаимосвязи между собой.

Организации могут использовать и другие информационные технологии: FTP-архивы и доступ в режиме удаленного терминала. Режим удаленного терминала продолжает оставаться одним и главных способов первичной организации доступа к локальным информационным системам через сеть. Такое использование системы позволяет отказаться от копирования системы на каждый из компьютеров пользователей и централизованное управление информационным ресурсом.


наверьх

следующая глава
предыдущий раздел