ГЛАВА 2. ИНТЕРНЕТ

2.1. Что такое интернет

2.2. История создания интернета

2.3. Браузеры

2.4. Типы сервисов интернета

2.5. Доменная адресация в интернете

2.6. Маршрутизация в сетях TCP/IP

2.7. Организация TCP/IP

2.8. Язык Java

2.9. Поисковые системы в интернете

2.10. Некоторые аспекты применения Web-технологий

<< глава 1 глава 3 >> 
 

Экономический факультет Новосибирского госуниверситета

ЭКОНОМ

И Н Т Е Р А К Т И В Н Ы Й   У Ч Е Б Н О - М Е Т О Д И Ч Е С К И Й   К О М П Л Е К С

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОНОМИКЕ И БИЗНЕСЕ

На главную страницу

ГЛАВА 2. ИНТЕРНЕТ

2.3. Браузеры

2.3.1. Mosaic

Бернерс-Ли избрал для решения основной проблемы интернета академический подход - и в этом состоит одна из причин жизненности Web-технологии. Однако настоящему перевороту было суждено произойти тогда, когда сеть интернет стала открытой для мира, а мир открыл для себя интернет. Чтобы шире раскрыть двери интернета для пользователей, нужно было сделать его доступным для неискушенных в программировании любителей.

Это совершил Марк Андриссен, в то время сотрудник Национального центра прикладных систем для суперкомпьютеров США (NCSA), разработав зимой 1993 года в соавторстве со своим коллегой по NCSA Эриком Байна программу для просмотра информации, представленной в виде гипертекстов. Программа называлась Mosaic. Как и любая начальная версия программы, она обладала некоторыми недостатками (у кого их нет?), но главное в ней уже было - графика стала полноправной частью интерфейса, мышь - основным средством работы с информацией, и интернет открыл свои просторы миллионам пользователей, не знающих магических заклинаний системы Unix.

Богатая, работающая с изображениями программа для доступа к WWW и другим сервисам интернета, Mosaic требовала от пользователя не больше знаний о своей внутренней сути, чем требуется знаний об устройстве автомобиля от человека, сидящего за его рулем. Состоящая всего из 9000 строк кода (сравните с 11 миллионами строк Windows 95), Mosaic стала распространяться быстрее любой когда-либо написанной программы.

Разработчики Mosaic создали полностью новый интерфейс для интернета, а чтобы он воспринимался охотно и с удовольствием - новые коммуникационные программы. И интерфейс новой системы оказался настолько приятен на взгляд и в работе, что почти немедленно покорял каждого, кто начинал с ним работать просто из любопытства. В феврале 1995 года обозреватель журнала InfoWorld предсказывал, что навигаторы Web станут, по сути, господствующими операционными системами новой эры.

Опять вернемся к истории. Тим Бернерс-Ли написал первый браузер (который он назвал WorldWideWeb) и первый web-сервер (info.cern.ch). В 1991 году это программное обеспечение стало доступно достаточно широкому кругу пользователей интернета. Он также разработал схему адресации к web-документам в интернете. Тим Бернерс-Ли назвал ее Universal Resource Identifier (URI, универсальный идентификатор ресурсов). (Сейчас ее называют URL-Uniform Resource Locator, унифицированный указатель ресурса.) Таким образом, разработка языка HTML, протокола HTTP, web-сервера, браузера и системы адресации (URI) явились основой развития Всемирной паутины (WWW).

Первыми преимущества WWW оценили ученые. Отпала необходимость многократной рассылки одних и тех же файлов по электронной почте. Вместо этого они стали размещать документы (имеющие формат HTML) на web-серверах, а их коллеги (чьи компьютеры имели браузеры и были подключены к интернету) обращались к web-серверам и просматривали эти документы. Однако широкой публике WWW была еще недоступна, поскольку браузером WorldWideWeb, разработанным Тимом Бернерсом-Ли для специализированного ПК под названием NeXT, не могли пользоваться пользователи других компьютеров. Вскоре появилось несколько браузеров (написанных, главным образом, студентами), в частности, Erwise - для компьютеров с ОС Unix и Samba - для Mac.

В 1993г. произошло событие, ставшее революцией не только в компьютерном мире, но и, пожалуй, во всей цивилизации - был выпущен первый графический браузер MOSAIC. (Его создали несколько выпускников Иллинойского университета: Марк Андрессен (Marc Andreesen) и Эрик Бина (Eric Bina) и др., работавших в Национальном Центре Приложений для Суперкомпьютеров (National Center for Supercomputer Applications, NCSA). MOSAIC позволил отображать на экране не только текст (гипертекст), но и встроенные в документы графические изображения. Впоследствии в MOSAIC были включены и некоторые мультимедийные возможности, обеспечиваемые встраиваемыми (plug-in) модулями. Стало возможным непосредственно из web-документа проигрывать видеоклипы, музыкальные записи, включать 3-х мерную графику, презентации и прочие приложения. Возможность подключения plug-in модулей обеспечила настраиваемость браузеров.

Первая версия браузера MOSAIC была разработана под ОС UNIX, но вскоре Марк Андрессен и Эрик Бина возглавили команду программистов, которая разработала его версии под ОС Mac и PC.

Появление графического браузера сделало интернет чрезвычайно популярным. В течение нескольких недель после выхода в свет первой версии браузера MOSAIC (он был размещен на сервере NCSA), его пользователями стало несколько десятков тысяч человек. Теперь вовлеченными во Всемирную паутину стали не только ученые и инженеры, но самые широкие круги пользователей компьютеров. Вскоре почти каждая крупная фирма стала иметь в интернете свое представительство: Web-сайт или хотя бы Web-страницу. Расширение пользовательской аудитории стимулировало развитие содержания WWW - стали появляться web-сайты самой разнообразной тематики, что, в свою очередь, способствовало привлечению новых пользователей.

На протяжении нескольких лет и число web-сайтов, и количество пользователей имело экспоненциальный характер возрастания. Число посетителей сервера info.cern.ch увеличивалось каждый год в 10 раз. Летом 1993 года этот сайт ежедневно посещало примерно 10 000 пользователей.

В декабре 1993 года Андриссен ушел из NCSA и уехал в Силиконовую Долину. О его пребывании в Долине узнал Джим Кларк, некогда университетский профессор и основатель компании Silicon Graphics. Кларк как раз искал проект, в который можно было бы вложить деньги. Его заинтересовала Mosaic, и скорая его встреча с Андриссеном в начале 1994 года стала отправной точкой компании Netscape, первоначально названной Mosaic Communications. Это, по сути дела, послужило началом новой волны, когда WWW перестала быть университетской игрушкой, превратившись в наиболее быстро развивающееся направление компьютерной индустрии.

2.3.2. Netscape

Уже к концу 1993г. появилось множество браузеров, имеющих удобный для пользователя, интуитивно понятный графический интерфейс. Вскоре среди создателей браузеров выделился безусловный лидер - корпорация Netscape (http://www.netscape.com), выпустившая браузер Netscape Navigator.

Интересна история возникновения этой компании. Несмотря на огромную популярность браузера MOSAIC, Марк Андрессен и Эрик Бина не получили должного признания в NCSA. В декабре 1993 года обосновался в Калифорнии, где вскоре познакомился с Джимом Кларком (Jim Clark), основателем компании Silicon Graphics, Inc. В середине 1994 года они основали интернет-компанию, вице-президентом которой стал Марк Андрессен. (Большую часть штата новой компании составили его бывшие коллеги из NCSA). Вскоре был создан браузер Netscape, превосходящий MOSAIC по своим возможностям. (Цена пакета составляла $39, но для студентов и преподавателей он был бесплатным, кроме того, бесплатными были бета-версии и испытательные (trial) версии, позволяющие работать 90 дней.) Netscape обеспечивал большие возможности форматирования документов, чем другие браузеры. Это открывало новые возможности для web-дизайнеров. В то же время документ, отформатированный под Netscape, не воспринимался адекватно другими браузерами, что способствовало росту популярности Netscape. К 1996 году число пользователей Netscape составляло 75% от общего числа пользователей WWW.

2.3.3. Internet Explorer

Но в конце 90-х расклад на рынке браузеров изменился с точностью да наоборот. И сейчас, на начало 2006 года, доля Internet Explorer среди пользователей составляет 86%. Netscape же занимает четвертое место (1,25%), пропуская вперед также Firefox (8,84%) и Apple Safari (2,78%).

С появлением Windows 95 многие компьютерные пользователи перешли на эту ОС с других платформ. И большинство пользователей Windows 95, не утруждали себя поиском наиболее удобного браузера, пользуясь Internet Explorer (IE), который поставлялся вместе с Windows 95.

Сегодня доля пользователей различных Windows-систем (NT, 98, 2000, Me, XP) составляет 95% от всего рынка ОС, и большинство из этих людей выбрало IE, потому что он входил в комплектацию Windows.

Теперь - о самом главном, а именно о просмотре сайтов. Увы, но при использовании альтернативных браузеров вы периодически (хоть и не очень часто) будете сталкиваться с тем, что какие-то страницы не показываются или показываются как-то криво, а какие-то функции не работают. Это далеко не всегда, а точнее, почти никогда не является виной браузеров - как правило, дело в некорректном коде самих страниц. Сложность эта возникла несколько лет назад, когда Microsoft развязал "войну браузеров", стремясь захватить этот рынок. Метод был выбран следующий: Microsoft не следовал стандартам HTML, вводя свои собственные параметры и внося "некоторые неточности" при создании HTML страниц в MS Word или FrontPage. При этом IE такой некорректный код показывал, а другие браузеры справедливо ругались на ошибки. Именно тогда у веб-мастеров началась головная боль с совместимостью браузеров (приходилось каждую создаваемую страницу смотреть в разных версиях браузеров и всячески ухищряться, добиваясь хотя бы примерно одинакового вида), а в Интернете появилось огромное количество страниц, которые можно было посмотреть только в IE.

Поэтому, развязав "войну браузеров", Microsoft вынудил большинство разработчиков и пользователей перейти на IE.

Ради справедливости надо отметить, что современные версии браузеров умеют "понимать" большинство типичных ошибок кода и догадываться о том, что хотел сказать автор. Но, тем не менее, некоторые сложности с отображением страниц все-таки остаются - по большей части они связаны с использованием относительно сложных скриптов, применяющихся, как правило, для навигации. В этих случаях вам от IE уйти не удастся.

Таким образом, имея помимо множества преимуществ также и существенные недостатки Internet Explorer, тем не менее, остается самым популярным браузером на сегодняшний день.

Тем более что в настоящее время для Internet Explorer существуют сотни надстроек от сторонних компаний улучшающих функциональность и удобство использования IE.

Седьмой Internet Explorer, который поступил в продажу в 2006 году, имеет ряд полезных нововведений. В нем появилась возможность группировки вкладок подобно группировке окон на панели задач, а функция Quick Tabs позволяет быстро просматривать миниатюрные скриншоты всех открытых страниц - аналогичная функция Expose есть в Mac OS для окон программ. Появилась также возможность масштабирования страниц, предварительный просмотр сразу нескольких страниц перед печатью и т.д.

В связи с выходом нового IE рыночные аналитики прогнозируют в 2007 году усиление его позиций на рынке браузеров. Пока же набирающий популярность Firefox продолжает отбирать пользователей у IE и Opera.

2.3.4. Opera

Недавно норвежская компания Opera Software объявила, что их браузер становится совершенно бесплатным. Собственно, большинство нынешних пользователей заметят это лишь по исчезновению баннера и предложений заплатить положенную сумму.

Чем же Opera Software собирается зарабатывать теперь? Появилась особая служба поддержки стоимостью 29 долларов. Расчёт, очевидно, идёт на то, что теперь пользовательская база браузера вырастет, и кому-то эта особая техподдержка понадобится. И всё-таки сомнительно, чтобы доходов, которые можно получить таким образом, хватило компании на жизнь. С её-то удачливостью? Ведь вся история "оперы" представляет собой наглядный пример того, как хорошая разработка может "не успеть на поезд".

Всё началось с того, что норвежской телекоммуникационной компании Telenor (кстати, это один из крупнейших акционеров отечественного сотового оператора "Вымпелком") потребовалось средство для работы с внутренней сетью.

Дело было в 1994 году. Когда задача была решена, руководство Telenor разрешило двоим программистам, которые написали для неё интранет-браузер, продолжить его разработки по своему собственному усмотрению.

Через несколько месяцев, в 1995 году, на свет появилась компания Opera Software. Больше года программисты переделывали интранет-браузер Telenor в полноценный коммерческий веб-браузер. Opera 2.1, его первая "товарная" версия, увидела свет в декабре 1996 года.

Браузер распространялся как shareware: его можно было скачать и попробовать, а потом решить, стоит ли платить. Тогда это было естественным способом заработка: Netscape Navigator, самый популярный браузер, тоже был небесплатен.

В тройке лидеров (если её можно так назвать - уж слишком велик отрыв Internet Explorer), Opera с самого начала оказалась аутсайдером. Дело в том, что поначалу Netscape Navigator и Internet Explorer были близкими родственниками. В основе обоих лежал программный код браузера Mosaic. Opera же была написана с нуля и, увы, опоздала: интернет уже поделили без него.

Спустя год появилась Opera 3.0 с поддержкой JavaScript, SSL и плагинов. К ноябрю 1998 года созрела версия 3.5, отличавшаяся поддержкой CSS. Ничего удивительного, ведь один из разработчиков Opera был автором стандарта CSS. Тогда говорили, что полнее и правильнее поддержка CSS не реализована ни в одном популярном браузере.

С пятой версии, которая вышла опять-таки в декабре, но уже 2000 года, началось распространение бесплатной версии браузера с рекламным баннером, который исчезал после внесения регистрационной платы. Естественно, большинство пользователей Opera не избавлялись от баннера; он особо не мешал, а на халяву все падки, даже американцы, что бы там в Microsoft ни говорили.

В 2001-2002 годах Opera Software решилась на суровый, но необходимый шаг: движок браузера был переписан с нуля. Это деяние сказалось на браузере самым положительным образом: помимо вполне ожидаемых усовершенствований внешнего вида и эргономики, седьмая версия браузера работала существенно быстрее (собственно, ради этого движок и переписывали).

Появился менеджер паролей Wand, целая куча режимов отображения (некоторые из которых, кажется, были сделаны, скорее, с развлекательными, нежели с практическими целями, - например, цветастая эмуляция допотопного компьютера Commodore 64), а также ключевой важности технология интеллектуального форматирования веб-страниц при выводе их на маленький экран (Small Screen Rendering или SSR).

Переключиться в режим "малого экрана" можно нажав на клавиатуре Shift+F11. При этом веб-страница превратится в узкую вертикальную полосу в левой части экрана. Шрифт и картинки масштабируются в соответствии с новым форматом, а слишком большие изображения - отбрасываются вовсе. Для компьютера это не слишком нужно, но на мобильном телефоне - то, что надо.

Впоследствии - опять же через год - была дополнительно реализована технология отображения веб-сайтов на экранах КПК и телевизоров - Medium-Screen Rendering. Так Opera окончательно выдвинулась в область мобильного рынка.

А что, собственно, ей оставалось делать? Небольшой (около четырёх мегабайт, если без Java) и резвый браузер, который разработчики упорно называли "самым быстрым браузером в мире", так и не смог догнать ушедший поезд. Поставляемый вместе с Windows Internet Explorer, как известно, убрал всех конкурентов на долгие годы. Героический марш-бросок наследника Netscape - Mozilla Firefox - снискал много шуму, но не слишком много пользователей. Пока что его доля составляет всего лишь 9-10%.

Доля Opera на PC - ещё ниже. Хотя Opera умеет фальсифицировать передаваемый серверу User Agent и притворяться Internet Explorer, нынешние статистические системы этим не обманешь. Они умеют отличать её от всех остальных, благо это не трудно.

Не спасала даже правильная поддержка стандартов W3C, особенно в условиях, когда все ориентируются только на Internet Explorer. По поводу не слишком корректного отображения сайтов, преднамеренно "заточенных" под IE в браузере Opera возникали громкие скандалы. Как-то случилось даже, что Opera Software обвинила MSN в откровенном саботаже и выпустила издевательскую версию браузера, уродовавшую все сайты MSN, переписывая все тексты под акцент одного из героев Mappet Show (шипилявого голландского шеф-повара).

Впоследствии, кстати, Microsoft по-тихому откупилась от Opera Software, угрожавшей рэдмондцам исками. Условия сделки не разглашались, сумма сделки всплыла - около 12 миллионов долларов.

Впрочем, проблем хватает и в Opera. Из-за многочисленности и непостоянства ошибок отображения HTML и CSS теперь Opera стала, наверное, главной головной болью для веб-мастеров. Ошибки Internet Explorer и Mozilla, по крайней мере, давно изучены и не меняются каждые несколько месяцев, а вот что ждать от новой версии Opera - вопрос.

Что касается джаваскрипта, то он всегда был слабым местом Opera. Несколько подтянуться её заставило только популярность AJAX - технологии построения обновляемых на лету веб-интерфейсов в духе Gmail. Тут уж программистам Opera Software пришлось поднапрячься.

А в результате имеется случай рыночного провала - почти что полного. "Почти что" потому, что на самом деле, есть масса людей, которые пользовались и пользуются этим браузером, благо он кроссплатформенный (поддерживаются Windows, начиная с 95, Mac OS X, Linux, FreeBSD и даже OS/2 и QNX, хотя для них разработки остановились на версиях с индексом 5 и 6).

И, наверное, правы исполнительный директор Opera Software, спаситель утопающих Йон Течнер и его соратники, говоря о "сообществе" пользователей их браузера. Ведь он вызывает аддикцию, - попробуйте убедить давнего пользователя Opera в том, что он не прав, и что Firefox, например, или - о ужас! - Internet Explorer в чём-то лучше Opera. Ответом будет хорошо, если не анафема до двенадцатого колена.

Неоригинальная мысль, но, наверное, справедливая: у Opera Software ещё есть обширное пространство для манёвра - мобильная сфера, смартфоны и коммуникаторы. На данный момент, правда, существуют версии только для Symbian и Windows Mobile.

2.3.5. Mozilla и Firefox

Mozilla очень долго была программным ядром, которое являлось основой для браузера Netscape Navigator, последний, кстати, в программистской среди часто называли Mozilla. Но в 1998 году AOL приняла решение открыть исходные коды Netscape Navigator. Это событие было следствием "войны браузеров", развязанной Microsoft и в которой AOL со своим Netscape Navigator проиграли.

В 2002 году команда программистов создает организацию Mozilla Foundation. И летом того же года Mozilla Foundation выпускает некоммерческий браузер на движке Mozilla, назвав его весьма незатейливо - Mozilla.

Этот браузер на голову превосходил IE как по совместимости со стандартами, так и по удобству интерфейса, не говоря уже о расширяемости. Но, скорость и количество багов оставляли желать лучшего.

Браузер сразу обретает множество поклонников, и на тот момент набирающая популярность Opera вместе с Mozilla представляли достойную альтернативу IE. Однако множество программных глюков и серьезных ошибок (как и в случае с Opera) не позволили Mozilla завоевать существенную долю на рынке браузеров.

Тем не менее, на сегодняшний день Mozilla имеет свои полпроцента браузерного рынка, соседствуя с Opera, доля которой тоже составляет около половины процента

Как известно, Netscape (а потом Mozilla) не является в строгом смысле браузером - в него встроен почтовый клиент, HTML-редактор и еще много всего. Как справедливо заметили разработчики Mozilla, дополнительные возможности нужны очень малому числу пользователей, но ресурсов они расходуют порядочно.

Поэтому в 2002 году от Mozill'ы отпочковался проект mozilla/browser (в последствии phoenix, firebird и, наконец, firefox). Примерно по тем же причинам из компоненты Mozilla Mail появился почтовый клиент Thunderbird.

Как ни странно, но Nescape Communications все это время продолжали (и продолжают) выпускать браузер Nescape. Как они это делают? Все просто! Они просто берут очередной релиз Mozill'ы (последняя версия 8.0 нетскейпа уже на основе firefox'а), меняют стандартную тему, логотип, встраивают несколько полезных расширений и выпускают все это под названием Netscape Navigator.

В 2004 году программисты Mozilla повторили успех своего первого браузера, и, как показал 2005 год, смогли превзойти его, выпустив в середине 2004 года новый некоммерческий браузер под названием FireFox.

Недавно компания WebSideStory, в прошлом одной из первых констатировавшая факт прорыва Firefox, опубликовала очередной отчёт о соотношениях долей на браузерном рынке, и поклонникам свободной альтернативы есть чему порадоваться: за год, с декабря по декабрь, прослойка приверженцев платформы Mozilla выросла с 4 до 10,5 процентов.

Наблюдения WebSideStory замечательны широким охватом аудитории "середнячков": счётчики, по показаниям которых специалисты компании составляют свои отчёты, размещены на нескольких десятках крупных сайтов, популярных среди широких масс.

Так что в день WebSideStory обсчитывает примерно три десятка миллионов обывателей из почти двух с половиной сотен стран мира. И вот что интересно, если раньше компания воздерживалась от громких, сенсационного оттенка комментариев происходящего, то сейчас такой комментарий дан. Анализ собранных данных свидетельствует, что пользователи не просто экспериментируют с Firefox, а всерьёз на него "подсели": на многих компьютерах отпрыск Мозиллы стал вторым, либо основным рабочим браузером

На технических же сайтах, где тусуются альтернативщики, совокупная доля Mozilla и Firefox к настоящему моменту уже зашкаливает за 20%! Таким образом, спустя восемнадцать месяцев после того, как тенденция была отмечена впервые, можно утверждать наверняка: Firefox и Mozilla кусочек за кусочком отъедают свою долю от бывшего почти стопроцентно круглым пирога Internet Explorer. И вот тут встаёт самый главный вопрос: чем обусловлен рост популярности Firefox? Вопрос отнюдь не праздный - ведь от ответа на него зависит будущий успех продукта. Кто может гарантировать, что кривая роста Рыжего Лиса завтра не уткнётся в невидимую преграду, похоронив все надежды на мировой реванш?

В ответ на вопрос о преимуществах Firefox, обеспечивающих ему неотразимую привлекательность в глазах обывателя, обычно следует выборочное перечисление строчек из его функционального списка. Здесь и многодокументный интерфейс (пресловутые табы), и высокая скорость рендеринга страничек, и корректная поддержка более широкого круга веб-стандартов, нежели у конкурентов, большая защищённость от разного рода цифровой заразы и т.п. и т.д. Но, к сожалению, приходится признавать, что на самом деле вряд ли какая-то из этих функций играет решающую роль. Не нужно забывать, что Firefox - отнюдь не единственный альтернативный браузер для Microsoft Windows. Всё то же самое, местами лучше, местами хуже, но в общем и целом неплохо обеспечивает известная Opera. И - парадокс: именно Opera (а не Internet Explorer) может оказаться съеденной Рыжим Лисом в первую очередь. В статистических сводках техносайтов соответствующая тенденция уже сформировалась - доля Opera падает вместе с долей IE.

Так что феномен Firefox ещё ждёт своего чёткого объяснения. Пока можно остановиться на общем и, скорее всего, не слишком ошибочном объяснении: один из многочисленных отпрысков Мозиллы просто оказался в нужное время в нужном месте. Общая усталость пользователей от Internet Explorer нашла выход, и Рыжему Лису повезло, что именно он попался на глаза проголодавшейся прессе и публике.

В мире браузеров постоянно происходят качественные скачки. Одним из них явился переход от статических web-документов к интерактивным за счет включения в них сценариев, JAVA-апплет и прочего исполняемого содержимого.

Процесс совершенствования сети идет непрерывно. Однако, большинство этих перестроек происходит незаметно для пользователей. Включив компьютер, вы не увидите объявления о том, что ближайшие полгода Internet не будет доступен из-за модернизации. Возможно, даже более важно то, что перегрузка сети и ее усовершенствование создали зрелую и практичную технологию. Проблемы были решены, а идеи развития проверены в деле.


наверьх

следующий раздел
предыдущий раздел