ГЛАВА 7. УПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В СФЕРЕ ИТ 7.1. Изменение операционной среды организации 7.2. Другие формы организации управления операциями ИТ 7.3. Разработка операционной стратегии 7.4. Технологическое планирование | |
<< глава 6 | вопросы >> |
Экономический факультет Новосибирского госуниверситета |
![]() |
И Н Т Е Р А К Т И В Н Ы Й У Ч Е Б Н О - М Е Т О Д И Ч Е С К И Й К О М П Л Е К С |
|
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОНОМИКЕ И БИЗНЕСЕ |
|
ГЛАВА 7. УПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В СФЕРЕ ИТ |
|
7.4. Технологическое планирование |
В основе технологического планирования лежит анализ возможностей ИС - существующих и перспективных. Направленность такого анализа зависит от специфики предприятия и состояния его информатизации.
Исходная цель анализа - определить, насколько эффективны и насколько соответствуют задачам предприятия существующие ИТ. Результатом анализа является список технологий, подлежащих замене. Технологические замены или дополнения, планируемые на два года вперед, менее трудны для реализации, чем нововведения, которые должны быть реализованы через 6 месяцев. Поэтому эффективный анализ проблемы информатизации предприятия должен касаться сегодняшних возможностей ИТ в контексте того, что будет доступно через 2-3 года. Такой анализ должен базироваться на технологическом прогнозировании.
Чтобы лучше определить архитектуру будущего информационного обслуживания, нужно планировать регулярное общение с поставщиками программного обеспечения, повышение квалификации и пилотные ИТ-проекты. Для оценки существующего положения дел некоторые предприятия периодически обращаются к различным поставщикам ИС и ИТ, чтобы быть уверенными, что их информационные проблемы решаются на современном уровне. Полезно расклассифицировать имеющиеся на предприятии информационные технологии по времени их разработки и последней модернизации.
Если новая технология связана с модернизацией, направленной на более эффективное использование того, что уже существует, целесообразность ее внедрения становится очевидной для пользователя. Такие технологии скорее поддерживают пользователя, чем меняют стиль операций. Однако нередко замещающие технологии предъявляют принципиально иные требования к пользователям, так что от них необходимы особые усилия для успешного их применения. Такая ситуация требует тщательного планирования, гарантирующего, что обслуживание не прервется и что люди способны понять, как работать с новой услугой.
Хорошее технологическое планирование включает в себя оценку подготовленности пользователей, обзор перспективных проблем, для решения тех из них, из-за которых обсуждается переход на новые технологии и предполагается разработка соответствующих пилотных ИТ-проектов. Факторы, которые нужно учитывать при управлении инновациями в сфере ИТ, представлены на рис. 8.1. Обзор текущего состояния информационного обеспечения предприятия обеспечит более широкую осведомленность персонала различных подразделений о возможностях и операционных проблемах, связанных с новой технологией, и позволит лучше спланировать полномасштабную реализацию нововведений.
Крупным предприятиям полезно создать в подразделении ИТ отдельную "группу новых технологий", занимающуюся на инновационной фазе апробированием технологий с точки зрения выявления их операционных характеристик.
На предприятиях, где ИТ используются в стратегических целях, такая группа не включается в состав подразделения ИТ, чтобы избежать шаблонных, устоявшихся подходов.
Вопросы управления | Характеристики | |
Внешняя эффективность (инновационная фаза) | Внутренняя эффективность (фаза текущего управления) |
|
Организационная структура | Группа новых технологий | Традиционное подразделение ИТ |
Управленческий контроль | Неформальный | Жесткий |
Тип лидерства | Размытое | Директивное |
Инновационная фаза.
Группа новых технологий может исследовать различные инновации. Атмосфера в группе - экспериментальная. Организационная структура и управленческий контроль - неформальные. Учет издержек и система отчетности гибкие, хотя точность существенна. Требования анализа издержек и выгод проекта практически отсутствуют. Разница между лидерами и подчиненными размыта, связи осуществляются напрямую. Неформальность отношений - ключ к успеху инноваций.Фаза текущего управления.
На этом этапе разрабатывается и устанавливается контроль за новой технологией. Основная задача фазы инноваций - внешняя эффективность технологии, тогда как фаза текущего управления призвана обеспечить внутреннюю эффективность. Задача состоит в определении целей и критериев успешного использования технологии. Наиболее эффективный стиль руководства на данном этапе - "обучающий". На этой фазе пользователи, а не подразделения ИТ могут лучше судить о достоинствах и реализуемости новой технологии. Для этих целей лучше приспособлены традиционные подразделения ИТ.